Веселая фитбол-гимнастика

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №33

Принята:
Педагогическим советом
МАДОУ № 33
протокол № 1 от 31.08.2022 г.

Утверждена:
МАДОУ №33
от 31.08.2022
О.А. Лаврова

ДО П О Л Н И ТЕЛ ЬН А Я О БЩ ЕРАЗВИ ВА Ю Щ А Я П РО ГРАМ М А
Ф И ЗК У Л ЬТУ РН О -С П О РТИ ВН О Й Н АП РАВЛ ЕН Н О СТИ

«Веселая фитбол-гимнастика»
для детей 3-7 лет
(срок реализации 1 год)

Составитель:
Педагог дополнительного образования
Цыдина Т.А.

Екатеринбург, 2022

Содержание
Паспорт программы

3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ЕЕ Пояснительная записка

4

Е2. Планируемые результаты

5

ЕЗ. Принципы реализации программы

5

Е4. Методы обучения

5

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ р а з д е л
2Л. Содержание программы

6

2.2. Этапы реализации программы

7

3. ОРТАНПЗ АЦИОННЫИ РАЗДЕЛ
3. Е Методика обучения упражнениям на фитболах

15

3.2. Календарно-тематическое планирование

16

3.3. Материально-техническое обеспечение

30

Список литературы

31

Приложения

32

Приложения 1. Примерный комплекс упражнений с фитболами
Приложения 2. Примерный комплекс дыхательной гимнастики
Приложения 3. Упражнения для релаксации
Приложения 4. Еимнастика для пальчиков
Приложения 5. Подвижные игры с фитболами

2

Паспорт программы
Наименование Программы

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
«Веселая фитбол-гимнастика» для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Основания для разработки программы

Заказчик программы

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
"Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования",
утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. N 1155
Устав МАДОУ № 33
СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 мая
2013 г. № 26
Лицензия МАДОУ № 33
Родители и законные представители

Целевая группа

Воспитанники старших групп

Составители программы

Инструктор по физической культуре Туробова Е.Г.

Цель программы

Развитие у старших дошкольников физических качеств, формирование интереса к занятиям по
фитболу.

Задачи программы

Оздоровительные:
1. Способствовать укреплению здоровье детей.
2. Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.
3. Создать условия для нормального функционирования всех органов и систем детского
организма.
Образовательные:
Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость,
быстроту, гибкость.
Воспитател ьные:
Воспитывать интерес и потребность к занятиям по фитболу.

Срок реализации программы

1 год

3

1.
1Л.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка.

Фитбол («fit» - оздоровление, «ball» - мяч). Фитбол - большой мяч диаметром 45-75 см - который используется в оздоровительных целях.
Благодаря фитбол - гимнастике снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития, повышается благотворное
влияние на развитие здоровья. Занятия "Фитбол - гимнастики" направлены укрепление здоровья и повышение уровня физических качеств
детей.
Развитие физических качеств - одна из важных сторон физического воспитания дошкольника. Уровень общей физической подготовленности
детей определяются тем, как развиты у них основные физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, гибкость.
Дополнительная образовательная программа по обучению фитбол-гимнастике, разработана на основании программы Е.Г.Сайкиной,
С.В.Кузьминой - Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах», методических рекомендаций С.В.Кузьминой «Комплексное воздействие
упражнений фитбол - аэробики на развитие физических способностей детей», методического пособия А.А.Потапчук, Т.С.Овчинниковой
«Двигательный игротреннинг для дошкольников», О.Н.Рыбкина, Л.Д.Морозова «Фитнес в детском саду», которые предусматривают новые
подходы к содержанию физкультурных занятий, способствующих повышению уровня здоровья дошкольников.
Цель программы: развитие у старших дошкольников физических качеств, формирование интереса к занятиям по фитболу.
Задачи:
Оздоровительные:
1.

Способствовать укреплению здоровье детей.

2.

Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.

3.

Создать условия для нормального функционирования всех органов и систем детского организма.

Образовательные:
Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость.
В оспитател ьные:
Воспитывать интерес и потребность к занятиям по фитболу.

4

1.2.

Планируемые результаты

Ожидаемые результаты:
- высокий уровень развития основных физических качеств;
- развитие музыкально-ритмических способностей;
- снижение заболеваемости.
Способы определения результативности:
- мониторинг заболеваемости (проводится ежемесячно);
- наблюдение;
- анализ полученных данных;
- беседа с родителями;
- отслеживание дальнейшей спортивной деятельности выпускников (секции, кружки).
1.3. Принципы реализации программы
В основу реализации программы положены следующие принципы: сознательности и активности участников образовательного процесса;
доступности и постепенности увеличения нагрузок; систематичности и регулярности; направленности на различные группы мышц;
комплексного подхода; успешности каждого ребенка; сотрудничества «воспитатель - инструктор по физической культуре - ребенок»;
психологической комфортности.
1.4. Методы обучения
Наглядные: наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные
ориентиры); наглядно-слуховые приемы (музыка, песни); тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя).
Словесные: объяснения, пояснения, указания; подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям; образный сюжетный рассказ, беседа;
словесная инструкция.
Практические: повторение упражнений без изменения и с изменениями; проведение упражнений в игровой форме; проведение упражнений в
соревновательной форме.
5

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2Л. Содержание программы

Структура занятий разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена
закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребёнка при физических нагрузках. Части занятия естественно переходят
одна в другую.
Вводная часть.
Подготовка организма ребёнка к выполнению более сложных упражнений основной части: различные виды ходьбы, бега, прохождение полосы
препятствий под ритмичную музыку, суставная гимнастика, короткие игровые задания. Продолжительность - 4-6 минут.
Основная часть.
Обучение новым упражнениям, закрепление пройденного материала: ритмические танцы, упражнения на ковриках (йога, стретчинг,
упражнения с предметами), самомассаж, фитбол - аэробика, и подвижные игры. Структура основной части занятия зависит от направленности
и задач занятия. Продолжительность -15-20 минут.
Заключительная часть.
Упражнения для релаксации: пластические этюды, дыхательные упражнения, самомассаж. Продолжительность - 2-5 минут.

6

2.2. Этапы реализации программы
1 ЭТАП
Задачи этапа и их реализация.
1.

Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

Рекомендуемые у п р а ж н е н и я :
-

различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой»,вокруг ориентиров;

-

отбивание фитбол двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;

-

передача фитбола друг другу, броски фитбола;

-

игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: толкай ладонями; толкай

развернутой ступней).
2.

Обучить правильной посадке на фитболе.

Рекомендуемые упражнения:
-

сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и

параллельны друг другу);
-

сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.

Например:
а) повороты головы вправо-влево;
б) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону;
в) поднимание и опускание плеч;

7

г) скольжение руками по поверхности фитбола;
д) сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;
е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.
3.

Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).

Рекомендуемые упражнения:
•

Сидя в полуприседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая.

Выполняем из положения стоя лицом к мячу: 1-2 присели, проверили положение; 3-4 встали, руки в стороны. По сигналу все
разбежались врассыпную и бегают между фитболами, по другому сигналу подбежали к своим фитболам и присели. Это положение можно
принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу.
•

Исходное положение - упор стоя на коленях лицом к фитболу, рукина фитболе;

-

присесть на пятки, фитбол прижать к коленям;

-

вернуться в исходное положение.

•

Исходное положение - лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. Покачивать фитбол ногами вправо-

влево, руки вдоль туловища. Это упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.
•

Исходное положение - лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять

одновременно парами, располагаясь зеркально.
•

Исходное положение - лежа на спине на полу, ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности фитбол а

вперед-назад.
•

Переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным

способом вернуться в исходное положение.

8

•

Исходное положение - лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить

поочередно вдвоем. То же в положении сидя.
•

Исходное положение - лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю

часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем.
•

Исходное положение — лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать

фитбол из рук в ноги и наоборот.
•

Стоя на коленях на полу лицом к фитболу, разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки

упираются в пол. Это упражнение лучше начинать с фитбола, диаметр которого на один размер меньше необходимого для занимающихся.
•

Лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.

Организационно - методические указания.
Структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для
рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5— 6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения
на растягивание и расслабление мышц без фитбола.
Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1— 1,5 м друг от друга и от различных выступающих предметов в
зале.
Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

9

2 ЭТАП
Задачи этапа и их реализация:
1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
• самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и
позвоночник фитбол как бы проходит «стержнем», выравнивающим корпус спины;
• в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение в
лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Подобные движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе.
Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола.
• Сидя на фитболе, выполнить следующие упражнения:
• ходьбу на месте, не отрывая носков;
• ходьбу, высоко поднимая колени;
• из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны и вернуться в исходное положение;
• приставной шаг в сторону:
• из положения сидя ноги врозь перейти в положение ноги скрестно.
2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).
Рекомендуемые упражнения:
•

поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в сторону, руки на фитболе;

•

поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;

•

то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.

10

3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
•

наклониться вперед, ноги врозь;

• наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными положениями рук;
• наклониться в стороны поочередно, сидя на фитболе: ноги стоят на полу, руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;
•

наклониться поочередно в разные стороны к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;

• сохранить правильную осанку и удержать равновесие в фазных положениях: руки в стороны, одна нога вперед; поднять руки вверх;
согнуть в локтях- выполнить круговые движения руками;
•

сидя на фитболе, в медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между

голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в исходное положение.
•

Исходное положение - лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея,

спина должны быть на прямой линии.
•

Исходное положение — лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в «стартовом» положении на полу. Согнуть руки в локтях,

ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать.
• Исходное положение — лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в «стартовом» положении. Поочередно поднимать ноги до
горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи - над кистями.
•

В том же исходном положении поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях.

•

Исходное положение — лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх.

•

Исходное положение - лежа на спине на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи

согнутой ногой.
•

Выполнить два предыдущих упражнения из исходного положения — руки за голову.

11

4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
•

сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу, облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить м ышцы шеи, спины,

положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;
•

сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками, расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и

покачиваться влево - вправо.
Организационно-методические указания.
При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакте
поверхностью фитбола.
Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально- ритмические
композиции с различными перестроениями.

12

3 ЭТАП
Задачи этапа и их реализация:
1.

Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

Рекомендуемые упражнения:
комплексы общеразвивающих упражнений в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся.
2.

Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

Рекомендуемые упражнения:
•

стоя в упоре на одном колене, боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней, выполнять медленные

пружинистые покачивания;
•

то же упражнение выполнять, сгибая руки;

•

стоя на одном колене, спиной к фитболу, другое колено -на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых

движений назад;
•

лежа спиной на фитболе, руки в стороны, угол между голенью и бедром 90°, точка контакта с мячом - на средней линии,

лопаток;
исходное положение — то же, при «накате» на фитбол дальнюю руку поднять вверх;
исходное положение - то же, выполнять одновременно одноименной рукой и ногой.

13

4 ЭТАП
Задача этапа и ее реализация:
1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
Рекомендуемые упражнения:
•

Исходное положение — в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая ноги,прокатить фитбол к груди.

•

Исходное положение - то же, но опора на фитбол одной ногой.

•

Лицом к фитболу, стоя на коленях, перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута.

•

Аналогичное упражнение, но опора на фитбол коленом согнутой ноги, другая выпрямлена вверх.

•

Лежа спиной на фитболе, руки на полу, одна нога вверх.

•

Исходное положение - то же, ноги вверх.

•

Лежа на животе на фитболе, поворот на спину.

•

Стоя правым боком к фитболу, шаг правой через фитбол, прокат нафитболе

и затем приставить левую, встать левым боком к

фитболу.
• Сидя на фитболе, ноги вместе, небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на
фитболе.
•

Лежа на животе на фитболе, в упоре на полу, повороты встороны.Точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол.

•

То же упражнение, но опора на фитбол одной ногой.

•

Лежа на спине на полу, ноги на фитболе, поднимаятаз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться висходное
положение.

•

То же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.

14

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.3. Методика обучения упражнениям на фитболах
1.

Упражнение на фитболе проводиться на ковровом покрытии и с дистанцией 1,5 -2 м. друг от друга, в удобной обуви на нескользящей

подошве.
2.

Мяч подбирается согласно росту занимающихся. Для детей диаметр мяча составляет примерно 45-55 см. Ребенка усаживают на

надутый мяч, и обращают внимание на положение бёдер по отношению к голени. Угол может быть только 90° или чуть больше. Острый угол
в коленных суставах создаёт дополнительную нагрузку на связки и ухудшает отток венозной крови. Для детей 3-5 лет диаметр мяча
составляет 45 см., от 6 до 10 лет- 55 см., для детей, имеющих рост 150 - 165 см. диаметр мяча равен 65 см.
3.

Занятия проводится в удобной одежде.

4.

Мяч накачивают до упругого состояния. На первых занятиях для большейуверенности

занимающихся икомфортности

обучения,

используют менее упруго накачанные мячи.
5.

Педагог следит за сохранением ребенком правильной осанки: спина прямая, подбородок приподнят, живот втянут, плечи развёрнуты,

ноги согнуты врозь (три точки опоры- ноги, таз) стопы параллельны и прижаты к полу, носки могут быть разведены чуть в стороны, колени
направлены на носки, голени в вертикальном положении, между бедром и голенью угол 90е или чуть больше. Руки опущены вниз, пальцы
придерживают мяч.
6.

Во время занятий ребёнка обучают приёмам самостраховки.

7.

При подборе упражнений учитывают их доступность разнообразие.

8.

При выполнении подскоков на мяче необходимо следить за осанкойдетей.

Нельзя совмещатьподпрыгивание

сосгибанием,

скручиванием или поворотами туловища.
9.

Выполняя упражнения лёжа на мяче (на спине или животе), контролировать, чтобы голова и позвоночник составляли прямую линию и

дыхание не задерживалось.
10.

Физическую нагрузку строго дозируется в соответствии с возрастными особенностями занимающихся. При обучении упражнениям

соблюдаются принципы последовательности и постепенности «от простого к сложному».
11.

На занятиях «фитбол-гимнастикой» педагог следить за техникой выполнения упражнений.
15

1.3. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Основные задачи
Дать представления о форме и
физических свойствах фитбола.

СЕНТЯБРЬ

Обучить правильной посадке на
фитболе.

Рекомендуемые упражнения

Игры с фитболом

«Догони мяч», «Попади
мячом в цель», «Докати
мяч»
«Колобок» прокатывания фитбола: по полу; по скамейке;
змейкой между ориентирами, вокруг ориентиров;
- «Веселый мяч» передача фитбола друг другу, броски фитбола.
«Догони мяч», «Толкай
-«Стульчик» сидя на фитболе у твердой опоры, проверить ладонями», «Толкай
правильность постановки стоп (должны быть прижаты к полу и развернутой ступней».
параллельны друг другу);
- сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для
плечевого пояса, например:
• повороты головы вправо-влево;
• поочередное поднимание рук вперед-вверх- в сторону;
• поднимание и опускание плеч;
скольжение руками по поверхности фитбола;
• сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в
стороны;
• по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его
рукой.______________________________________________

Ознакомить с правилами техники
Беседа «Требования к проведению занятий с фитболами и
безопасности выполнения упражнений профилактика травматизма».
на фитболе.________________________ - выполнение правильной посадки на мяче._____________________

16

«Паровозик»
«Докати мяч»
«Г усеница»

Формировать и закреплять навык
правильной осанки.

Ходьба на носках , на пятках, с высоким подниманием
колен. Бег. Подскоки и прыжки на двух ногах с
продвижением вперед.
Упражнение
- сидя на фитболе у твердой опоры, проверить
правильность постановки стоп (д.б прижаты к полу и
параллельны друг другу);
- сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять
упражнения для плечевого пояса

17

“Паровозик”
Дыхательная
гимнастика
«Дышим тихо,
спокойно и
плавно»
(Приложение 2)
Релаксация
«Вибрация»
(Приложение )

Учить базовым положениям при
выполнении упражнений в исходном
положении (сидя, лежа, стоя на
коленях).

-«Руки в стороны» и.п:. стоя лицом к мячу. На счет 1-2
присели, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина
прямая; на 3 -4 встали, руки в стороны;
-«Бег в рассыпную» по сигналу все разбегаются врассыпную и
бегают между фитболами, по следующему сигналу подбегают к
своим фитболам и приседают. Это положение можно принимать
парами у одного фитбола лицом друг к другу;
-«Приседания «и.п.: — упор, стоя на коленях лицом к фитболу,
руки на фитболе. На счет 1 — присесть на пятки, фитбол
прижать к коленям; на счет 2 — вернуться в и.п.;
-«Горка» и.п. : лежа на спине, на полу, прямые ноги на фитболе,
опора на пятки.
«Покачивание» Покачивать фитбол ногами вправовлево, руки вдоль туловища. Упражнение можно делать парами
с одним фитболом, располагаясь зеркально; -«Шагаем по
фитболу» и.п. : лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе.
Приподнимать таз от пола. Упражнение можно выполнять
одновременно парами, располагаясь зеркально; Делать
маленькие шаги по поверхности фитбола вперед-назад;
«Переходы» переходы из положения упор
сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь
на спину. Аналогичным способом вернуться в и.п.;
«Подними фитбол» и.п.: лежа на спине на полу, ногами
обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно
выполнить поочередно вдвоем. То же - в положении сидя;
и.п.: лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги - на
фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к
коленям. Можно выполнять одновременно

18

Подвижные игры
(см.Приложение)

Научить сохранению правильной
осанки при выполнении упражнений
для рук и ног в сочетании с
покачиваниями на фитболе.

Ознакомить с приемами
самостраховки.

Формировать опорно-двигательный
аппарат и закреплять навык
правильной осанки.

Подвижные игры
(см.Приложение)
- «Покачаемся» самостоятельно покачиваться на фитболе с
опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через
затылок, позвоночник и фитбол как бы проходит стержень;
- «Разминка для боксера» в среднем темпе выполнять движения
руками: в стороны - вверх - вперед - вниз. Выполнять прямыми
руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых
суставах.
- «Качели» п.п.: сидя на фитболе. Выполнить: ходьбу на месте,
не отрывая носков; ходьбу,высоко поднимая колени;
“Быстрый и ловкий”
1.
Исходное положение - лежа на спине на полу,
прямые ноги на фитболе, опора на пятки. Покачивать фитбол
ногами вправо-влево, руки вдоль туловища.
Это упражнение можно делать парами с одним фитболом,
располагаясь зеркально.
2.
Исходное положение - лежа на спине на полу,
ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Можно
выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально.
3.
Исходное положение - лежа на спине на полу,
ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности
фитбол а вперед-назад.
1. Переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах,
прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным
способом вернуться в исходное положение.

19

“Быстрый и ловкий”

НОЯБРЬ

2.
Исходное
положение - лежа на спине на полу,
ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол.
3.
Исходное положение - лежа на спине на полу,
согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой.
Поднять верхнюю часть туловища к коленям._________________
Научить
сохранению
правильной -«Веселые ножки» поочередно выставлять ноги на пятку вперед
осанки и тренировка равновесия и в сторону, руки на фитболе;
координации.
- «Веселые ножки» поочередно выставлять ноги вперед, в
сторону, на носок;
-«Веселые ручки» то же упражнение с различными положениями
рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.
-«Наклоны» наклоняться вперед, ноги врозь; -«Достань носок»
наклониться вперед к выставленной ноге вперед с различными
положениями рук;

20

Подвижные игры
(см.Приложение)

Обучить ребенка упражнениям на
сохранение равновесия с
различными положениями на
фитболе.

«Наклоны» и.п:. сидя на фитболе, ноги на полу.
Наклоняться в стороны: руки на поясе, руки за головой, руки в
стороны;
наклоняться к выставленной в сторону ноге с
различными положениями рук;
-«Пошагаем» и.п:. сидя на фитболе. В медленном темпе сделать
несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя
прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на
полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами,
вернуться в и.п.;
-«Переход» и.п:. лежа на фитболе, руки в упоре на полу.
Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея,
спина должны быть на прямой линии; -«Выше ноги» и.п:. лежа
на животе на фитболе, ноги полусогнуты в стартовом
положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед
(«крылышки»). Голову не поднимать;
-«Махи ногами» и.п: лежа на животе на фитболе, руки на полу,
ноги в стартовом положении. Поочередно поднимать ноги до
горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи — над кистями;
«Кит» и.п: то же. Поднимать поочередно ноги, сгибая в
коленях;
«Вверх ногу» и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на
фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх;____

21

Подвижные игры
(см.Приложение)

НОЯБРЬ

- «Лесенка» и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища,
ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой
ногой;
- выполнить два предыдущих упражнения из и.п. руки за голову.
- «Покачаемся» и.п: сидя на полу с согнутыми ногами боком к
фитболу. Облокотиться на фитбол, придерживая руками,
расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в
таком положении покачаться;
- «Наклоны» и.п: сидя на полу спиной к фитболу, придерживая
его сзади руками. Расслабить мышцы шеи и спины, положить
голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.

Научить сохранению правильной
осанки при выполнении упражнений
для рук и ног в сочетании с
покачиваниями на фитболе.

1.
Самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием
установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и
позвоночник
фитбол
как
бы
проходит
«стержнем»,
выравнивающим корпус спины;
2. В среднем темпе выполнять движения руками: в стороны,
вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое
вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах.
Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с
поверхностью фитбола.

22

«Бусинки»

ДЕКАБРЬ

1.
В
среднем темпе выполнять движения руками: в
стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками
круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых
Обеспечивать осознанное овладение
движениями, развивать самоконтроль суставах.
Подобные
движения
должны
вызывать
и самооценку при выполнении
самопроизвольное покачивание на фитболе.
упражнений.
2.
Сидяна фитболе, выполнить следующие упражнения:
Побуждать к проявлению
- ходьбу на месте, не отрывая носков;
настойчивости при достижении
- ходьбу, высоко поднимая колени;
- из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны и
конечного результата, стремления к
качественному выполнению движений. вернуться в исходное положение;
Научить выполнению комплекса ОРУ с
использованием фитбола в едином для - «Крылышки» и.п:. лежа на животе на фитболе, ноги
всей группы темпе.
полусогнуты в стартовом положении на полу. Согнуть руки в
локтях, ладонями вперед
«Махи ногами»- и.п: лежа на животе на фитболе, руки на полу,
ноги в стартовом положении. Поочередно поднимать ноги до
горизонтали.
- и.п: то же. Поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях;
- и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять
поочередно махи прямой ногой вверх;
- и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги
стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой
ногой;
Научить выполнению упражнений на
растягивание с использованием
- «Растяжка» и.п: стоя в упоре на одном колене боком к мячу,
фитбола.
другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней. Выполнять
медленные пружинистые покачивания;_______________________

23

«Бусинки»

- «Каток» и.п: стоя на одном колене спиной к фитболу, другое
колено — на мяче, руки на полу. Выполнить несколько
пружинистых движений назад;
Воспитывать доброжелательные
отношения со сверстниками в
совместной двигательной
деятельности.

1. Самостоятельно покачиваться на фитболе в положении лежа
на животе.
2. Сидя на фитболе, выполнить следующие упражнения:
- ходьбу на месте, не отрывая носков;
- приставной шаг в сторону:
- из положения сидя ноги врозь перейти в положение ноги
скрестно.__________________________________________________

ЯНВАРЬ

Научить выполнению упражнений в
расслаблении мышц на фитболе
- «Наклоны» и.п: сидя на полу с согнутыми ногами боком к
фитболу. Облокотиться на фитбол, придерживая руками,
расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в
таком положении покачаться;
- и.п: сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади
руками. Расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на
фитбол и покачиваться влево- вправо.
Повторение изученного.____________________________________
Совершенствовать качество
выполнения упражнений в равновесии. - «Махи» и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе.
Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх;
- и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги
стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой
ногой;

24

«Птички в
гнездышках»

ФЕВРАЛЬ

-упражнения ранее разученные.
Побуждать
к
проявлению 1.
Сидя
на фитболе, выполнить следующие
настойчивости
при
достижении упражнения: -из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в
конечного результата, стремления к стороны и вернуться в исходное положение; -приставной шаг в
качественному выполнению движений. сторону;
-из положения сидя ноги врозь перейти в положение ноги
скрестно.
2.
Стоя
на коленях на полу лицом к фитболу,
разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на
фитболе. Ноги и руки упираются в пол.______________________
Совершенствовать технику выполнения
упражнений с фитболом.
- «Прокати» и.п. : в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая
ноги, прокатить фитбол к груди;
- «Поворот» и.п. : лежа на животе на фитболе. Перевернуться на
спину;
- «Прокатись» и.п.: стоя правым боком к фитболу. Шаг правой
ногой через фитбол, прокат на фитболе; затем приставить левую
ногу.
-«Наклоны» сидя на мяче : наклоняться вперед, ноги врозь;
-«Мостик» лежа на фитболе спиной, руки и ноги в упоре на полу;
Совершенствовать технику выполнения
упражнений
в
разных
исходных «Наклонись»-и.п.: сидя на фитболе, ноги вместе. Небольшой
положениях
наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева.
То же, прокат влево на фитболе; - «Повороты»и.п.: лежа на
животе на фитболе, в упоре на полу. Повороты в стороны; точка
контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол;

25

-то же упражнение с опорой на фитбол одной ногой;
- «Подкати» и.п.: лежа на спине, на полу, ноги на фитболе.
Поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к
ягодицам, вернуться в и.п.;
-(Различные упражнения из приложения)

МАРТ

Научить
сохранению
осанки
уменьшении площади опоры.

«Веселые
зайчата»

при
1. Упражнение сидя на фитболе:
- поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в сторону, руки
на фитболе;
- поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;
- то же упражнение с различными положениями рук: одна
вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.
2.
Сохранить правильную осанку и удержать
равновесие в фазных положениях: руки в стороны, одна нога
вперед; поднять руки вверх; согнуть в локтях - выполнить
круговые движения руками.

26

Обучать упражнениям на сохранение
равновесия с различными
положениями на фитболе

1. Упражнение сидя на фитболе: наклониться вперед, ноги врозь;
наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными
положениями рук; наклониться в стороны поочередно, сидя на
фитболе; наклониться поочередно в разные стороны к
выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;
2.
Сидя
на фитболе, в медленном темпе сделать
несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя
прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на
полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами,
вернуться в исходное положение.

Тренировать чувство равновесия и
координацию движения. Укреплять
1.
И.п. - лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе.
мышечный корсет, формировать навык Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх.
правильной осанки.
2.
Исходное положение - лежа на спине на полу, руки вдоль
туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи
согнутой ногой.
3.
Выполнить
два предыдущих упражнения из
исходного положения — руки за голову.

27

«Веселые
зайчата»

Формировать элементарные умения
самоорганизации в двигательной
деятельности

АПРЕЛЬ

Научить выполнению упражнений в
расслаблении мышц на фитболе.

Формировать опорнодвигательный
аппарат и закреплять навык
правильной осанки.

1. И.п. - лежа на фитболе, руки в упоре на полу.
Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея,
спина должны быть на прямой линии.
2.
Исходное положение — лежа на животе на
фитболе, ноги полусогнуты в «стартовом» положении на полу.
Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»), Г олову
не поднимать.
3.
И.п. — лежа на животе на фитболе, руки на полу,
ноги в «стартовом» положении. Поочередно поднимать ноги до
горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи - над кистями.
1. И.п. - сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу,
облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить
мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком
положении покачаться;
2.
Сидя
на полу спиной к фитболу, придерживая его
сзади руками, расслабить мышцы шеи и спины, положить голову
на фитбол и покачиваться влево - вправо.
ОРУ на фитболе Эстафеты и подвижные игры

28

Эстафета на
фитболе «Быстрый
и ловкий»
«Паровозик»

Обеспечивать осознанное овладение
движениями, развивать самоконтроль
и самооценку при выполнении
упражнений

Тренировать чувство равновесия и
координацию движения

МАИ

Совершенствовать качество
выполнения упражнений в равновесии.
Совершенствовать навык выполнения
комплекса общеразвивающих
упражнений с использованием фитбола
в едином для всей группы темпе.

1. Переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах,
прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным
способом вернуться в исходное положение.
2.
Исходное положение - лежа на спине на полу,
ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол.
3.
Исходное положение - лежа на спине на полу,
согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой.
Поднять верхнюю часть туловища к коленям.

‘Быстрый и
ловкии

‘Паровозик’
1 Исходное положение — лежа на спине на полу, прямые ноги
вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать
фитбол из рук в ноги и наоборот.
2.
Стоя
на коленях на полу лицом к фитболу,
разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на
фитболе. Ноги и руки упираются в пол.
3.
Лежа
на спине на полу, согнутые в коленях ноги
лежат на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к
ягодицам.
Разучивание ритмического комплекса с фитболами
«Буратино»
Разучивание ритмического комплекса с фитболами
«Буратино»

29

Дыхательная
гимнастика
«Ветер»
Дыхательная
гимнастика
«Ветер»

Формировать опорно-двигательный
аппарат и закреплять навык
правильной осанки.
Воспитывать доброжелательные
отношения со сверстниками в
совместной двигательной
деятельности.

Закрепление ритмического комплекса с фитболами
«Буратино»

Дыхательная
гимнастика
«Ветер»

Музыкально - спортивный праздник с участием родителей «Мой
друг - ФИТБОЛ»

3.1. Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий необходимы: музыкальный зал, магнитофон, атрибуты и декорации, костюмы для персонажей (на
праздниках), фонотека (классическая, детская, мультипликационная, современная музыка), фитболы, коврики по количеству детей в
подгруппе, детская спортивная форма для занятий фитбол ом.
Наименование оборудования

№
1.
2.
3.
4.
5.

Флажки разноцветные

Количество
80

Мяч-фитбол для гимнастики (диаметр не менее 55 см)

15

Мячи большие

10

Мячи средние

20

Мячи малые

20

30

Список литературы
1.

Веселовская, С.В. Фитбол тренинг С. В. Веселовская, О. Ю. Сверчкова, Т. В. Левчинкова // Пособие по фитбол - аэробике и фитбол

- гимнастике. - М.: ННОУ Центр «Фитбол», 1998.
2.

Горботенко О.Ф. Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно досуговые

мероприятия/ авт.-сост. О.Ф.Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П.Попова. - Волгоград:Учитель,2008. - 159с.
3.

Дошкольное образование. Словарь терминов словарь/ Сост. Виноградова Н.А. и др. -М.: Айрис-пресс, 2005. - 400с.

4.

Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ пособие для воспитателей . Под ред. З.И. Бересневой. - М.:ТЦ Сфера,

2008,-32с.
5.

Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников: программа развития /М.Ю. Картушина. -

М.:ТЦ Сфера, 2007,-208с.
6.

Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий [Текст]: учебное пособие для воспитателей/ М.Н.

Кузнецова. -М.: Айрис-пресс, 2008.-96
7.

Лагутин Л.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении[Текст]/Л.Б. Лагутин// Теория и практика физической

культуры.-1994.-№7.-С.8-11.
8.

Осокина Т.П. Физическая культура в детском саду[Текст]: учебное пособие/ Т.П. Осокина. М.: Просвещение, - 1986,- 304с.

9.

Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников учебное пособие/ Т.С. Овчинникова. - СПб.:Речь, -

2009.-176с.
10.

Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно - методические материалы, разработки занятий и

упражнений, спортивные игры учебное пособие /Сост. О.М. Литвинова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 238с.
11.

Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения методическое пособие для руководителей физического

воспитания дошкольных учреждений/Под ред. С.О.Филипповой. -СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2007,- 416с.
12.

Формы оздоровления детей 4-7 лет: учебное пособие для воспитателей Сост. Е. И. Подольская - Волгоград: Учитель, 2009.

32

Примерный комплекс упражнений с фитболами

Присед с опорой руками на фитбол

Из положения се да на пятки, руки б опоре на фитбагае - а; откатить
фитбол руками вперед, вытянуть позвоночник - б

33

Приложение 1

Из положения сидя на фитболе перевод Б положение стоя с опорой о фитбол

Из положения стоя на левой ноге, правая на фитболе, перевод Б положение сидя на фитболе с
последующей стойкой у фитбола

Сидя на фитболе наклоны в стороны с разный поло женив и рук

34

Сидя на. фитболе поочередно сгибание ног с мавон рукв стороны - а; сидя на фитболе
поочередные махи прямых ног, руки в стороны - б

Из положения се да на полу фитбол между согну тых ног, откатить руками фитбол
вперед ноги выпрямить

Из положения леж а на спине на попу, прямые ноги на фитболе,
подкатить стопами фитбол к ягодицам и приподнять таз

35

Из положения лежа на спине на полу, ноги на фитболе
приподнять таз (держать)

ч

V

Из положения лежа на спине на полу, ноги на фитболе, приподнять таз,
с поочередным махом левой и правой ногой вверх

36

на фитболе - обхватить фитбол стопами и приподнять вверх
“
б

Лежа на с пине на попу, ноги согнуты в коленных суставах, сто пы

приподнять

11!

37

п о л о ж е н и я ЛО Ж

голову

О нм CIIHHR нм п о л у - а ,

и

1*01 II н о ф н т б о л с .

плечи,

руки на

затылок

Из положения лежа на спине в упоре руками сзади, фитбол между
ногами, скользя левой ногой по фитболу, перенести ее вправо и
наоборот

38

39

положения леж я на животе на фитболе, руки в упоре на попу, поочередное поднимание
прямых ног

Из положения лежа на фитболе на животе, с упором руками и ногами на попу
поочередные махи ног, согнутых в коленных суставах

р

V

У

VI

Из положения упора стоя на коленях, руки на фитболе, переход в положение
лежа на фитболе с упором руками на попу

Из погашения лежа на фитболе на животе переход, прокатываясь по фитбапу, в упор руками на
попу, ноги, согнутые в шпенях, на фитболе

Из положения лежа на фитболе на спине, опустить голову и руки; упражнение в
расслаблении

41

Из положения лежа на фитболе на животе, упор руками на полу, ногами подкатить
фитбол к груди, опираясь на фитбол согнутой в коленном суставе ногой

42

Из положения леж а на фнзбопе на боку, одна нога в упоре на колене,
переход в поло женке ле жа ка боку с выпрямленными ногами

43

Из коленно-кистевого положения мах ногой в сторону с опорой на фитбол

Отжимание в упоре руками

Упор руками сзади на фитболе,

на фитбол, ноги на полу

не касаясь ягодиц ноги на полу

44

Упражнение г расспа&пеких,
сидя ка попу, фитбол сбоку

У пражнение п пиланснрлпкг

фн mniui на спине

45

Переход перекатом из положения лежа на фигбопе на животе в положение лежа на фитболе
на спине

46

Упражнения
с фитболом

в парах

47

Виды баланс кровки на фитболе

Приложение 2
Примерные комплексы дыхательной гимнастики

Послушаем свое дыхание
Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам состояние организма.
Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
•

куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

•

какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);

•

какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;

•

какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох и спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой

•

тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической г грузки или после, чтобы дети учились по дыханию определяется состояние
всего организма.

48

Дышим тихо, спокойно и плавно
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения;
регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше
закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколь сможет. Затем
плавный выдох через нос (повторить 5-10раз)
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при
выдыхании.
Подыши одной ноздрей
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной систем носоглотки и верхних дыхательных путей.
Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, не напряжено.
Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать
внимание на нижнем дыхании.
Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано
на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

49

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
1.

Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

2.

Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4— Юраз.
Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)
Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию
средних отделов легких.
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать
медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.
1.

Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2.

На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

П р и м е ч а н и е . Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать
детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки. Повторить 6-10раз.
Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

50

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз.
Ветер(очистительное, полное дыхание)
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную
клетку.
1.

Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра груднойклетки.

2.

Задержать дыхание на 3-4 секунды.

3.

Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздухнесколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4раза. Примечание.

Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость.
Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
Насос
1.

Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2.

Выполнять наклоны вперед - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные,

как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).
3.

Выдох произвольный.

Повторить 3— б раз.

51

Радуга, обними меня
Цель: та же.
Исходное положение - стоя или в движении.
1.
Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
2.
3.

Задержать дыхание на 3-4 секунд.
Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала

направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.
Повторить 3-4раза.
Ежик
Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с
напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через
полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз.
Губы «трубкой»
1.

Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.

2.

Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.

3.

Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4.

Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6раз.

52

60
Ушки
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши
как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей
носоглотки. Выдох произвольный.
Повторить 4-5раз.
Пускаем мыльные пузыри
1.

При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

2.

Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

3.

Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

4.

Выдох спокойный через нос с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз.
Язык «трубкой»
1.

Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».

2.

Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.

3.

Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза - 3-5 секунд.

4.

Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

Повторить 4-8раз.

53

54

Приложение 3
Упражнения для релаксации
Этюд «Земля»
Исходное положение лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вверх, глаза закрыты. Словесное сопровождение: «Земля зимой
застывшая, неподвижная, отдыхает после лета, накрылась теплым снежным одеялом и спит».
Дети лежат в позе расслабления 60-90 секунд.
Следующая фраза: «И вот наступила весна, земля просыпается, оживает и расцветает первыми подснежниками». Дети потягиваются,
поднимают руки вверх, играют пальчиками, затем поднимаются и улыбаются друг другу.
Поза абсолютного покоя
Исходное положение - лежа на спине, руки вдоль тела ладонями вверх, глаза закрыть, пятки сомкнуть, носки ступней лежат свободно.
Начать с сознательного расслабления мышц тела - от кончиков пальцев ног постепенно расслабляются ступни, голени, колени, бедра и т. д.
Сопроводительные слова под музыку:
«Пальцы ног расслаблены, стопы расслабляются; голени, колени
расслабляются; бедра, живот расслабляются; спина, поясница, лопатки расслабляются; пальцы рук, кисти расслабляются; предплечья,
плечи, шея расслабляются. Расслабляются подбородок, щеки, губы, глаза, брови и лоб. Все тело расслаблено, ум спокоен. Переносимся в то
место, которое нам нравится: берег моря или озера, зелена лужайка в лесу. Наслаждаемся теплыми лучами солнца, ароматом цветов,
дуновением ветерка». Выход из позы: «Откройте глаза, пошевелите пальцами ног и рук, сделайте глубокий вдох, руки за голову,
потянитесь и на выдохе сядьте». Время расслабления 3 мин.
«Медуза»
Исходное положение - сидя по-турецки на пятках или лежа, глаза закрыты. Дыхание медленное. Тело расслабляется до полноты
«размягчения» мышц.

55

«Тр ясуч ка» или « Виб рация »
(Стимулирует обменные процессы.)
Исходное положение - стоя. Полностью расслабить тело и потрясти всеми его частями, стараясь, чтобы завибрировали даже внутренние
органы.
«Цветок»
(Упражнение направлено на достижение дыхательной релаксации, в результате медленного вдоха носом происходит расслабление
гладкой мускулатуры бронхов.)
Исходное положение - стоя, руки опущены, глаза закрыты, делается медленный вдох, будто вдыхая аромат цветка.

56

Приложение 4

Гимнастика для пальчиков
(пальчиковые игры для детей 4-7 лет)
1. КАПИТАН
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как
лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки,
соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к
другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.

57

2. ДОМИК
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
Под грибом - шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним, (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол, (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой, (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой, (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят Угощенье для ребят.

58

3. ГРОЗА
Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали, (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются
пауки)
Дождик застучал сильней, (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей, (скрестивруки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора, (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты
к ладони).
В небе молния сверкает, (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает, (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!

59

4.

БАРАШКИ

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком
и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми
указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Захотели утром рано Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
5.

МОЯ СЕМЬЯ

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с
безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.

60

6. КОШКА И МЫШКА
Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз; затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны,
показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова
кладутся на стол)
И легонько их сжимает Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны; кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно
шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад). Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.

61

62

Приложение 5
Подвижные игры с фитболами

ЗАЙЦЫ И ВОЛК
Мячи врассыпную разбросаны по залу. Дети — «зайцы» скачут на двух ногах по залу, воспитатель при этом приговаривает
следующие слова: Зайцы скачут: скок, скок, скок На зеленый на лужок, Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают: Не идет ли волк?
Воспитатель кричит: «Волк!» Все зайцы должны быстро спрятаться за свой домик-мяч.

БАРМАЛЕЙ И КУКЛЫ
Злодей Бармалей хочет поймать множество кукол для своего театра. Все дети — «куклы» живут в своих домиках (сидят на своих
мячах). Между домиками ходит Бармалей. Куклы дразнят Бармалея, перебегают из домика в домик со словами:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну попробуй нас поймать.
Задача Бармалея — поймать озорных кукол.
ДРАКОН КУСАЕТ ХВОСТ
Дети становятся друг за другом и крепко держатся за впередистоящего ребенка. В руках первого ребенка мяч-«голова дракона»,
последний ребенок — «хвост». «Голова» должна поймать свой «хвост», дотронувшись до него мячом. Важно, чтобы «тело дракона» при
этом не разорвалось. Игра проходит гораздо интереснее, если в ней участвуют две команды, то есть «два дракона».

63

НАЙДИ СВОЙ МЯЧ
Играют две команды: одна сидит на мячах, другая стоит у нее за спиной. По сигналу сидящие дети встают, с закрытыми глазами
делают 6— 8 шагов от мяча, поворачиваются 3 раза вокруг своей оси. В это время стоящие дети передают мячи из рук в руки между собой.
По сигналу «Стоп!» дети первой команды открывают глаза и как можно быстрее пытаются отыскать свой мяч и сесть на него.
ПИНГВИНЫ НА ЛЬДИНЕ
Дети-«пингвины» бегают свободно по залу. Мячи - «льдины» в произвольном порядке разбросаны на полу. Водящий ребенок«охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на «льдину», то есть сидит на мяче, не касаясь при этом
пола ногами, ловить его не разрешается.
НЕ ПРОПУСТИ МЯЧ
Дети стоят по кругу, держась руками за плечи, образуя глухую стену. В центре этого круга водящий с мячом. Задача водящего —
выбить мяч из круга.
На эти слова все «комарики» должны сесть на свои мячи. Другой ребенок - «лягушка» выскакивает из-за своей кочки и пытается
поймать «комариков».
УТКИ И СОБАЧКА
Игра проводится, как и предыдущая. Дети, имитируя уток, подходят к «собаке», которая лежит у себя в конуре. Воспитатель вместе
с детьми говорит:
Ты, собачка, не лай,
Наших уток не пугай.
Утки наши белые
Без того несмелые.
При этом непослушная «собачка» выскакивает и догоняет уток, которые убегают на свои мячи и садятся на них.

64

ТУЧИ и солнышко
Воспитатель выбирает мяч-«солнышко», а все остальные — мячи-«тучки». Игра средней подвижности, проходит в спокойном темпе.
Все дети врассыпную спокойно ходят по залу и катают перед собой мячи. Воспитатель говорит следующие слова: «Тучи по небу ходили,
красно солнышко ловили». Дети отвечают хором: «А мы солнышко догоним, а мы красное поймаем».
«Солнышко» останавливается и говорит: «А я тучек не боюсь! Я от серых увернусь!» После этих слов «солнышко» пытается вместе
со своим мячом «укатиться за горизонт», «тучки» должны своими мячами сбить «солнышко» и не дать ему спрятаться.
УТКИ и охотник
Двумя полосками на полу обозначается с одной стороны «озеро», с другой «камыши». В «камышах» сидит охотник. Дети-«утки» в
положении на четвереньках толкают мяч головой до «камышей». Воспитатель при этом говорит следующие слова:
Ну-ка, утки,
Кто быстрей Доплывет до камышей?
Самой ловкой
За победу
Сладкое дадут к обеду.
После того, как ведущий проговорит все слова, «охотник» может сбивать «уток» своим мячом. Награждается та «утка»,
которая благополучно добралась до «камышей».

65

ЛИСА И ТУШКАНЧИКИ
Выбирается один ребенок-«лиса», задача которого — переловить всех других детей-«тушканчиков». Воспитатель объявляет:
«День!», и тогда все «тушканчики» прыгают на своих мячах по всему залу, кто куда хочет. Как только звучит команда «Ночь!» — все
«тушканчики» замирают, приняв ту позу, в которой их застала команда. «Лиса» может съесть любого, кто шевелится.

ЛОШАДКА, ОСЛИК И ПОДКОВА
Дети сидят на своих мячах и покачиваются в такт словам. Первые две строчки ведущий идет по кругу, а на слове «ножку»
дотрагивается до ближнего ребенка, который будет «осликом». На остальные слова «ослик» скачет за спинами детей, держа мяч-«подкову»
над головой. С последним словом «ослик» останавливается между двумя играющими, которые бегут за спинами детей, кто быстрее схватит
подкову.
Звонкою подковкой
Подковали ножку.
Выбежал с обновкой
Ослик на дорожку.
Новою подковкой
Звонко ударял
И свою подковку
Где-то потерял.

66

ЦАПЛЯ И ЛЯГУШКИ
Длинной веревкой посреди зала обозначается болото. В нем живет «цапля». Другие дети группы — «лягушки» прыгают на мячах по
болоту и говорят:
Мы веселые лягушки,
Мы зеленые квакушки,
Громко квакаем с утра:
Ква-ква-ква,
Да ква, ква, ква!
«Лягушки» останавливаются, замирают и внимательно слушают слова цапли, которая ходит вокруг болота, высоко поднимая ноги, и
говорит:
По болоту я шагаю,
И лягушек я хватаю.
Целиком я их глотаю.
Вот они, лягушки,
Зеленые квакушки.
Берегитесь, я иду,
Я вас всех переловлю.
После этих слов «цапля» должна поймать как можно больше прыгающих лягушек.

67

УГАДАЙ, КТО СИДИТ НА МЯЧЕ
Дети стоят в кругу. Ведущий с закрытыми глазами находится в центре круга. Играющие перекатывают мяч за спинами, при этом
считая до десяти. Ребенок, который получил мяч на счет «десять», быстро садится на него. Ведущий пытается отгадать по форме рук и
голосу, кто сидит на мяче. В е д у щ и й . Ну-ка, руки покажи, мячик у тебя, скажи? И г р а ю щ и й р е б е н о к п о возможности изменив
голос). Ты глаза не открывай, а по слуху отгадай. Кто я?
УСПЕЙ ПЕРЕДАТЬ
Дети стоят по кругу и по команде начинают передавать мяч из рук в руки. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каких-либо
двух играющих. Остальные дети хором кричат: «Раз, два, три — беги!». Один ребенок бежит вправо за кругом играющих, другой влево;
считается выигравшим тот, кто быстрее вернется к мячу.
БЫСТРАЯ ГУСЕНИЦА
Играют две команды детей. Каждая команда — это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью мячей,
которые они удерживают между собой туловищем. По команде, кто быстрее доберется до финиша, дети начинают движение гусеницы.
Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч.

68

БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ
Мячи врассыпную лежат по залу на один меньше, чем количество игроков в зале. Все дети: «зайцы» бегают по залу. По команде
воспитателя «Все в дом!» — дети садятся на любой из мячей. «Бездомным зайцем» является тот ребенок, который не занял мяч. Он
выбывает из игры. В каждой последующей игре количество мячей сокращается на один.
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ Упражнение на концентрацию внимания.
А) Дети становятся в две шеренги друг против друга одновременно под музыку на начало каждого такта исполняют два
противоположных движения. Одна шеренга делает приседание за мяч и выпрямление подъемом на носки, а другая, наоборот, выпрямление
с подъемом на носки и приседание за мяч.
Б) То же заранее, выполняется сидя на мячах. Одна шеренга делает хлопок над головой и хлопок по бедрам, а другая, наоборот, по
бедрам и над головой.
«СТОП, ХОП. РАЗ»
Так же игра на концентрацию внимания. Дети иду по кругу друг за другом, отбивая мяч от пола. На сигнал «Стоп» останавливаются
и стоят в течение 3 сек, затем 5, 10 сек. На сигнал «Хоп» — двигаются поскоком, мяч держа перед собой, а когда звучит «Раз»
поворачиваются вокруг своего мяча и продолжаю движение в первоначальном направлении. Из игры выходит тот, кто ошибается и кто
шевелится при сигнале «Стоп».

69

Приложение 6
Таблица 1. Диагностика двигательного развития

Ф.И. РЕБЕНКА

СФОРМИРОВАННОСТЬ ОСНОВНЫХДВИЖЕНИЙ

1
н

2
к

н

3
к

н

4
к

Н

Примечание:
Под номерами в таблице оценка основных движений в соответствии с реальным возрастом ребенка:
1 — осанка;
2 — комплекс ОРУ;
3 — равновесие и координация;
4 — катание, бросание, ловля, метание.
Н — начало курса; К — конец курса.

К


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».