Шахматный клуб "Шах и Мат"

ДЕП АРТАМ ЕН Т ОБРАЗО ВАН ИЯ АДМ ИНИСТРАЦИИ ГО РО ДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТО НО М НО Е ДОШ КОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖ ДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ СА Д № 33

ПРИНЯТА:
Педагогическим советом
М АДОУ № 3 3
Протокол № 1 от «31 «августа 2021 г.

УТВЕРЖ ДЕНА:
Заве. 1>ю т и м М АДОУ № 3 3
. llpj^aijhfe IU6/0 or «31» августа 2021 г.
- ^ * ч-Г
' • О.А. Лаврова

ДО П О Л Н И ТЕЛ ЬН А Я О БЩ ЕРАЗВИ ВАЮ Щ АЯ П РО ГРАМ М А
Ф И ЗК У Л ЬТУ РН О -С П О РТИ ВН О Й Н АП РАВЛЕН Н О СТИ
Ш ахматный клуб «Ш ах и мат»
для детей старш его дош кольного возраста (5-7 лет)
(срок реализации 2 года)

Составитель:
Педагог дополнительного образования
Гусаров Г . А.

г. Екатеринбург, 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

В В Е Д Е Н И Е ........................................................................................................................................................................ 3
ЦЕЛЕВОЙ РА ЗДЕЛ ПРОГРАМ М Ы ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО О БРА ЗО ВА Н И Я .................................. 4
Е Е Пояснительная записка.......................................................................................................................................... 4
ЕЕЕ

Цель и задачи реализации программы............................................................................................... 6

1.1.2 Принципы и подходы к формированию П рограммы ............................................................................. 7

Е2. Планируемые результаты.................................................................................................................................. 12
2. СОДЕРЖ АТЕЛЫ 1ЫЙ Р А ЗД Е Л ........................................................................................................................ 14
2Л. Первый год обучения.......................................................................................................................................... 14
2.2.Второй год о б у ч е н и я .......................................................................................................................................... 14
III. O PI'A I1ИЗАЦИ01II1ЫЙ РАЗДЕЛ .................................................................................................................. 15
3.1. Формы и режим занятий.................................................................................................................................... 15
3.2. Структура учебного п л ан а............................................................................................................................... 16
3.3. Календарный учебный график........................................................................................................................ 16
3.4. Планированиеобразовательной деятельн ости ......................................................................................... 16
3.4. Е УЧЕБНО-ТЕМ АТИЧЕСКИЙ П Л А Н ....................................................................................................... 17
Первый год обучения (5-6лет).................................................................................................................................. 17
Второй год обучения (6-7 лет)................................................................................................................................... 18
3.4.2. КАЛЕ! 1ДАР1 Ю -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛА11.......................................................................................... 19
Первый год обучения (5-6 л е т ) ................................................................................................................................ 19
Второй год обучения (6-7 лет)..................................................................................................................................21
3.5. М АТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ПРОГРАМ М Е «ВОЛШ ЕБНЫЙ М ИР Ш А Х М А Т » .................................................................................25
3.6. Перечень нормативных и нормативно-методических докум ентов...................................................25
3.6. Перечень литературных и сточ н и к ов ........................................................................................................... 25

2

ВВЕДЕНИЕ
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления,
мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в
себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует
мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Шахматы - одна из самых
справедливых игр потому, что итог игры зависит исключительно от знаний и воли
игрока. Существует давний спор о том, что же такое шахматы - спорт или
искусство? Безусловно - это игра двоих, т. е. соревнование на результаты игры,
как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть - это уже искусство,
как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет.
Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким
простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке,
может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а
играть в них можно где угодно.
В работе педагога дополнительного образования на передний план выходит
необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков - сделать
образовательный процесс для детей радостным, поддерживать устойчивый
интерес к знаниям. И большую помощь в этой кропотливой работе могут оказать
занятия таким видом спорта, как шахматы, где активизируется мыслительная
деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально­
волевые качества и эстетическое наслаждение у дошкольников. Игра в шахматы
даёт возможность человеку реализовать врождённую потребность в состязаниях
на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой потребности
способствует гармоничному развитию личности. Особенно это актуально для
нынешнего времени - времени решительных преобразований во всех сферах
человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется
максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии
человека.
Данная дополнительная образовательная программа по шахматам
направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста,
обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени
развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления,
а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших
качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в
принятии решения.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна
дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная
игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий,
создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и
пособий.
Программа составлена на возраст детей 5-7 лет, её реализация предполагает
2 года. Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной
деятельности и предусматривает 72 шахматных занятия (два - в неделю).
Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого
объема, установленного СанПиН 2.4.1.2731-10 и составляет 25минут для детей
старшей группы (5-6 лет) и ЗОминут для детей подготовительной к школе группы
(6-7лет) и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.

3

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой
программы в образовательный процесс
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и
информационных технологий, особенно большое значение приобретает
способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации,
умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в
формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия
шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей,
умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного
времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё
большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех
возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная
шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gensunasumus», «Мы все - одна
семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная
символика
создаёт
необходимые
предпосылки
для
международного
сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного
пространства.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире
можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных
организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение
всемирных
шахматных
олимпиад
и
многочисленных
международных
соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных
шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои
чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а
также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной
федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие
детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше
будущее».
В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам
чемпионата мира-2004г. сказано: «Шахматы это не просто спорт. Они делают
человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся
ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное,
воспитывают характер».
Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы
нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека.
Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании
шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым
условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности
преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту
юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику. Педагог
живет своим делом и учеников приглашает работать и думать наравне с ним. В
работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм,
увлеченность, уверенность, работоспособность.

4

Актуальность
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное
мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления,
воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится, самокритичнее, привыкает
самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при
неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют
увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра
дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир
шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.
Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная
игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада,
ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у
детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит
сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети,
проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух
соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная
игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного,
увлекательного.
Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить
шахматные дарования.
Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на
сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы
позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс
начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на
процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение
продуктивности его мышления.
Практическая значимость программы
Сегодня шахматы - популярный и эффективный способ развития
интеллекта ребенка. Многие родители хотят познакомить своих детей с древней
игрой. Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают
аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты
характера, как организованность, целеустремленность, объективность, что
является некоторыми признаками готовности к школьному обучению. Увлекшись
этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней,
зазнайка - самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным,
собранным. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей,
способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских
отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются
слова «Все мы одна семья».

5

Новизна и отличительная особенность программы
Предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы,
первый год" И. Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских
наработок. В их числе:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах
шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений
с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на
уничтожение": фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой
дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей
старшего дошкольного возраста «Шахматы» направлена на интеллектуальное
развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов,
становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и
доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания
учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в
мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и
доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и
загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее
принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает
им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать
их с аппетитом», - любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко
используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи
и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
1.1.1.
Цель и задачи реализации программы
Цель программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры,
воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к
дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и
интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей
культуры посредством обучения игре в шахматы.
Основные задачи программы:

Образовательные:
- Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.
- Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная
доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная
позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной
доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют,
миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т. д.)
- Познакомить с правилами поведения партнеров во время шахматной игры, учить
детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.
6

- Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых
заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в
процессе игры.
- Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов
ведения шахматной партии
- Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе
игровой практики за шахматной доской;
- Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию,
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и
отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность,
воображение;
- Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- Формировать мотивацию к познанию и творчеству
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций
воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
Воспитательные
-Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность,
уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
- Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:
наличии кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО,
наглядными пособиями, раздаточными материалами, играми, (головоломки,
кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др).
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития
личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала
- Принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих,
воспитывающих
- Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
- Принцип наглядности
- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом;
- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности;
7

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата
обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Программа
основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной
деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные,
дидактические, подвижные, театрализованные.
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
На начальном этапе работы преобладают игровой наглядный и репродуктивный
методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить
перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов
игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании
игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет
характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования.
Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания
знаний дошкольников - представления о предметах и явлениях окружающего
мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления
дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный^ Для того
чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим
арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм
мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный
подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1.
Дидактические игры и задания;
2.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
3.
Практическая игра;
4.
Теоретические занятия, шахматные игры;
5.
Шахматные турниры.
Структура занятий:
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование
дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и

,

8

тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске; на интерактивной
доске;
- игра; дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- турниры.
Отличительные особенности данной образовательной программы
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению
ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных
аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным
шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются
знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения.
Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, с включением
сюда природных, физических и психических свойств личности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только
ребёнок, но и программа его самообучения. Она может составляться и
корректироваться в ходе деятельности самого ребёнка, который оказывается
субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и
организатором своих знаний.
Обучающийся с помощью педагога может
выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает
тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения
результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
Возрастные особенности детей
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение
дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих
сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них
являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу
особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают
затруднения в общении.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том
числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и
отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские
функции в совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального
происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований,
их физических и психических особенностей.
9

Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на
помощь тем, кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами
игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и
адекватно их оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки
в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
навыки личной гигиены.
Проявляет ответственность за начатое дело.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам,
интересуется
причинно-следственными
связями,
пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе,
о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно
добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об
окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения
народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную
деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее
достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии,
многонациональности, важнейших исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных
ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к
своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные
представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать
хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает
здоровый образ жизни как ценность.

ю

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение
дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих
сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них
являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу
особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают
затруднения в общении.
Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение
между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми,
зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с
одним, то с другим партнёром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные
отношения.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл.
Усложняется игровое пространство. В нем может быть несколько центров,
каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети
способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и
менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный
субъект деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым
моральным понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально оценивают свои
поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое
плохо»),
У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно
запомнить достаточно большой объем информации (особенно у девочек),
складываются интеллектуальные предпосылки к учебной деятельности. В связи с
этим дети хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют
объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира.
Усложняются
образы,
передаваемые
детьми
в
изобразительной
деятельности. Рисунки приобрели более детализированный характер, обогатилась
цветовая гамма. Более явными стали различия между рисунками мальчиков и
девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п.
Девочки чаще рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто
встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.,
Человека дошкольники стали изображать более детализированным и
пропорциональным. Появились пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови,
подбородок. Одежду дети могут украшать различными деталями.
Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного
материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа изображений
и построек. Постройки стали симметричными и пропорциональными.
Усложнилось конструирование из природного материала. Дошкольникам
уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые
могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольными. В некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь (диалогическая и

11

монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова,
синонимы, антонимы и т.д.
У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии.
Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется
двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны
поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут
организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками.
1.2.
Планируемые результаты
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка,
развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,
самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков
в шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания,
игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается
умение сыграть по правила
шахматную партию от начала до конца. Это
предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на
практике.
Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год
(вводный - в сентябре, итоговый - в мае) как в форме индивидуальной беседы,
так и через решение практических задач Диагностические мероприятия
позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.
Методика проведения педагогического мониторинга критерии диагностики
К концу первого года обучения ребенок должны знать:
- историю возникновения шахматной игры;
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под
боем,
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правила
хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- решать элементарные шахматные задачи.
- правильно располагать доску м/у партнерами, расставлять фигуры
Критерии оценки
2 (Высокий): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве» истории
шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и
правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух.
Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и
их отличия.. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита 5
познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито
зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои
действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость
и смекалка, ориентировка в пространстве
12

1 (Средний): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве».,истории
шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и
диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур,
ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно»,
«больше», «меньше».
0 (Низкий): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и
диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет
шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение
шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомятся с
шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать
шахматные задачи.
К концу второго года обучения ребёнок должен знать:
- Имена нескольких выдающихся шахматистов
- Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья,
К концу второго года обучения ребёнок должен уметь:
- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил
игры;
- ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода
Критерии оценки
2 (Высокий): ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет
пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно
находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает,
различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их
отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия
фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать
мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное
восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия,
обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и
смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить,
анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать
шахматные партии.
1 (Средний): ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в
клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали,
показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы
шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше»,
«меньше».
О (Низкий): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и
диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет
шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет
понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.

13

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2Л. Первый год обучения
Цель занятий:
обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи:
1. Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий.
2. Учить обыгрыванию простейших комбинаций.
3. Активизировать мыслительную деятельность. Развивать внимание, память.
4. Выработать уверенность в своих силах, выдержку.
Основные направления и содержание деятельности с детьми по обучению
игре в шахматы в первый год обучения:
- Развитие высших психических функций внимания, способности действовать в
уме,
- Логического мышления, целостности восприятия.
- Развитие умения ориентироваться на плоскости.
- Обучение дошкольника доступным ему видам моделирования и формирование на
этой.
Основе начальных математических представлений (число, величина,
геометрическая фигура и т. д.).
- Формирование умения классифицировать, сравнивать и обобщать и развивать
пространственное мышление.
- Формирование пространственных представлений: между, за, перед, посередине,
раньше, позже и т.п..
- Овладение начальными графическими навыками: обводка, штриховка, рисование
и срисовывание по клеткам;
- Рисование и срисовывание на нелинованной бумаге с соблюдением
пространственного
расположения
заданных
форм
(внутри— снаружи,
соприкосновение и т.п.).
- Выработка у ребенка волевых качеств.
Развитие комбинаторных способностей, смекалки, сообразительности,
логического мышления.
- Развитие физической выносливости, физического здоровья.
2.2.Второй год обучения
Цель занятий:
* Формировать представления о шахматах как об игре.
* Познакомить с историей шахматных турниров, королями шахматного мира.
* Использовать знание в шахматных турнирах, викторинах и КВН.
Задачи:
1. Создать условия для развития самостоятельной игровой деятельности.
2. Отрабатывать умения самостоятельно расставлять фигуры на шахматной доске.
3. Учить самостоятельно выполнять игровые шахматные ходы. Разыгрывать
короткие шахматные партии с частью фигур.
4. Использовать полученные знания, умения и навыки в самостоятельной игре с
полным набором шахматных фигур.
14

Основные направления и содержание деятельности с детьми по обучению
игре в шахматы в первый год обучения:
- Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний;
- Основы тактики и стратегии шахмат;
- Порядок проведения и организацию шахматных соревнований (турниров)
-Правила этикета при игре в шахматы и их выполнение.
- Уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре;
-Строить и реализовывать свои стратегические планы;
-Осознавать свои ошибки и видеть ошибки соперника.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Формы и режим занятий
Организация образовательного процесса регламентируется календарным
графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются
образовательным учреждением.
Занятия по дополнительной программе дополнительного образования детей
проводятся во второй половине дня после дневного сна.
Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:
Первый год обучения
Второй год обучения

дети 5 -6 лет
дети 5 -6 лет

Старший дошкольный
возраст
Подготовительная к
школе группа

25 минут
(один академический час)
30 минут
(один академический час)

В качестве форм организации образовательного процесса по
образовательной программе дополнительного образования детей применяются:
• игры;
• занятия;
• беседы;
• аудио и видео занятия;
• открытые занятия для родителей.
Вид детской группы
Группа детей профильная, имеет постоянный состав.
Особенности набора детей
Набор детей производится в свободном порядке.
Количество детей по годам обучения
Занятия проводятся по группам. Наполняемость - до 10 человек, что позволяет
продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность
которого соответствует возрастным нормам детей.

15

3.2.
Структура учебного плана
«Волшебный мир шахмат» для детей от 5 до 7 лет
Рассчитан для детей старших и подготовительных групп по обучению
дошкольников шахматам, реализуется по Программе дополнительного образования
детей Шахматный клуб «Шах и мат», на основе методического пособия «Малыши
играют в шахматы», автор Гришин В.Г.
№
п/п

Программа
дополнительных
платных
образовательных услуг

Шахматный клуб
1 «Шах и мат»
для детей от 5-7 лет

В ид
занятий

Количество
учебных
месяцев

Сентябрь
групповая Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Кол-во
учебны х часов
в неделю
на одну
учебную
группу

Кол-во
учебных
групп

Кол-во
обучаю щ ихся

50-60мин.

4

40

3.3. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года по дополнительному образованию детей:
Начало учебных занятий по дополнительному образованию детей15 сентября
Окончание учебных занятий - 30 мая
Программа направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного
возраста.
Комплектование групп дополнительного образования детей:
01 сентября по 15 сентября
Каникулы зимние: 01 января по 10 января
Каникулы летние: 01 июня по31 августа
Регламент образовательного процесса дополнительного образования детей:
Вторник, четверг с 15.30 по 17.30
3.4. Планирование образовательной деятельности
Структура плана воспитательно-образовательной работы
перспективного и календарного планирования.

16

состоит

из

3.4.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения (5-6 лет)
№
п/п

Наименование разделов и тем
художественно -изо бразите льного
творчества и декоративноприкладного искусства

1.
2.

В стране шахматных чудес
Героическая пешечка. Ни шагу
назад! (Пешка).

3.
4.

Шахматная шкатулка.
Маленькое войско.

5.
6.
7.

Вежливые слоны
Тяжелые и легкие фигуры.
Могучаяфигура (Ферзь)

8. Надежный товарищ
9. Прыг, скок и вбок
10. П оход на три поля
11. И король жаждет боя
12. Шах и мат
13. Как ладья похудела
14. Короткая или длинная ?
Ответь, как в сказке, сам, без
подсказки, (шахматная
15. викторина).
16. В гостях хорош о, а дома лучше.
Здоровые телом -сильные
17. духом!
18. Шахматная эстафета.
19. Реши этю д, отгадай задачу.
20. Волшебный квадрат
Кто бы не начинал - ничья: я
21. уничтожаю пешку
22. Квадрат пешки
23. Правило квадрата
24. Без поддержки короля.
Ответь как в сказке, сам, без
подсказки (шахматная
25. викторина).
26. Волшебный мир королевства.
Ответь как в сказке, сам, без
подсказки (шахматная
27. викторина).
28. И снова в гости
29. Шахматная эстафета
Ответь как в сказке, сам, без
подсказки (шахматная
30. викторина).
31. Шахматные чудеса
32. Шахматная шкатулка
33. Шахматная эстафета
34. Шахматный праздник

Всего:

Количество часов
Количество часов

Теория

Практика

2
2

1
1

1
1

2

1

1

2
4

1
2

1
2

4
4
2
2
2
2
2

2
2
1

1

2
2
1
2
1
2
1

2
4
2

1
2
1

1
2
1

2
2

1
1

1
1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2

1

1

2
2
2
2

1
1
1
1

1
1
1
1

2
2

1
1

1
1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2
1
1
1

1
-

1
1
1
1

72

33

39

1

-

17

Второй год обучения (6-7 лет)
№
п/п

1.

Наименование разделов и тем
худож ественно­
изобразительного
творчества и декоративно­
прикладного искусства

Количество
часов

Теория

Практика

1
4
3

1
1
1

4
4
2

1
1
1

3
3

9.

2
2
2
2
2

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

13. Сицилианская защита
14. Принятый ферзевый гамбит

2
2
2
2

1
1
1
1

1
1
1
1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2

1

1

20 . Великие гроссмейстеры

2

1

1

21 . Показательная партия

2
2

1
1

1
1

2
2

1
1

1
1

2
2
2
2

1
1
1
1

1
1
1
1

2

1

1

2
2
2
1
1

1
1
1
-

1
1
1
1

1

-

72

33

39

2.
3.
4.

Педагогический мониторинг
Шах
Двойной шах с выигрышем
фигуры, лучший шах
Мат

Количество часов

6.

Мат в один ход
Что такое связка

7.

Ничья

5.

Рокировка
Непобедимый
10. Волшебный мир комбинаций
Реши этю д, отгадай задачу 11. сыщешь удачу
12. Итальянская партия

8.

Подготовка к
интеллектуальному турниру
15.
16. Интеллектуальный турнир
. 17 . Короткие партии
Здоровые телом - сильные
18. духом
19. В гостях хорош о, а дома лучше

22 .
23 .

Решение шахматных задач и
этюдов
И король жаждет боя

24 . Это интересно
25 . Повторение пройденного
26 . Король
27
28 .
29 .
30 .
31 .
32 .
33 .
34 .

Конь против ферзя, ладьи, слона
Пешка против ферзя, ладьи,
слона, коня
Так много их, но мы уж е их
знаем
Ферзь
Ферзь против ладьи и слона
Шахматный турнир
Шахматный праздник
Педагогический мониторинг
Всего:

18

-

3
2

1

3.4.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения (с 5 до 6 лет)
Месяц

Занятие №
1-2

Сентябрь
3-4
5-6

7-8

Октябрь

9-12
13-16

17-20

Ноябрь
21-22

23-24

Декабрь

25-26

27-28

29-30

31-32

Январь

33-36

37-38

39-40

Февраль

41-42

43-44

Тема занятия

Задачи

Методы, приёмы

Чтение сказки, беседа.
«В стране шахматных чудес» Вызвать
заинтересованность детей к
игре в шахматы
«Героическая пешечка. Ни Ввести понятие о значении Игры, вопросы
пешки на шахматной доске. воспитателя, беседа.
шагу назад! (Пешка)»
«Шахматная шкатулка»
Закрепить знания детей о Приветствие, игра,
действиях пешек и их
эстафета.
взаимодействии в игре.
Закрепить знания детей о Игровые упражнения
«Маленькое войско»
действиях пешек и ладей и
их взаимодействии в игре
Ввести понятие о значении Игровые упражнения,
«Вежливые слоны»
и действиях слонов в игре беседа.
Игровые упражнения,
«Тяжелые и легкие фигуры» Закрепить знания о
взаимодействии изученных беседа.
фигур.
«Могучая фигура (Ферзь)» Ввести понятия о ферзе.
Игра, практическая
работа, рассказ
воспитателя, вопросы.
«Надежный товарищ»
Закрепить знания детей о Игра, упражнения.
взаимодействии ферзя с
другими фигурами.
«Прыг, скок и вбок»
Ввести понятие о значении Игровые упражнения,
и действиях коней в игре. чтение сказки, беседа.
Игровые упражнения,
Закрепить знания об
«Поход на три поля»
Практическая работа в
особенностях коня и его
взаимодействии с другими парах, вопросы
воспитателя.
фигурами и пешками.
Развивать логическое
мышление.
«И король жаждет боя»
Познакомить детей с
Игровые упражнения,
главной шахматной
эстафета, чтение
фигурой-король.
сказки.
«Шах и мат»
Закрепить знания детей о Игровые упражнения,
взаимодействии короля с
эстафета, чтение
другими фигурами и
сказки, беседа
пешками.
«Как ладья похудела»
Познакомить детей с
Игровые упражнения,
правилами рокировки.
эстафета, чтение
сказки, беседа.
«Короткая или длинная?»
Закрепить знания детей об Игра, чтение сказки,
особенностях проведения практическая работа.
рокировки.
«Ответь, как в сказке, сам,
Закрепление полученных Игра, эстафета,
без подсказки» (шахматная знаний.
шахматная викторина.
викторина)
Закрепить знания детей об Игра, чтение сказки,
«В гостях хорошо, а дома
особенностях поведения
лучше»
упражнение,
коня на шахматной доске. шахматные партии.
«Здоровые телом - сильные Ввести понятие о прямой Игра, чтение сказки,
духом!»
зависимости теоретической шахматные партии.
шахматной подготовки от
физкультуры и спорта.
«Шахматная эстафета»
Закрепление полученных Игра, эстафета,
знаний.
загадки.
19

45-46

47-48

Март

49-50

51-52

53-54

55-56

Апрель

57-58

59-60

61-62

63-64

Май

65-66
67-68

69

70

71

72

«Реши этюд, отгадай задачу» Научить детей рационально Игры, практические
распоряжаться небольшими упражнения.
шахматными силами,
сохранившимися на доске.
«Волшебный квадрат»
Игры, чтение сказки,
Ввести понятие об
элементарных
практические
упражнения.
комбинациях.
Развивать
«Кто
Игры, практические
наблюдательность, память, упражнения.
бы не начинал - ничья: я
умение анализировать
уничтожаю пешку»
позицию на шахматной
доске.
«Квадрат пешки»
Развивать
Игры, практические
наблюдательность, память, упражнения.
умение решать шахматные
задачи.
Развивать
«Правило квадрата»
Игра, эстафета,
наблюдательность, память, объяснение.
умение решать шахматные
задачи.
«Без поддержки короля»
Развивать
Загадка, игра.
наблюдательность, память,
умение решать шахматные
задачи.
«Ответь как в сказке, сам,
Закрепление полученных Игры, шахматная
без подсказки (шахматная
знаний.
викторина.
викторина)»
«Волшебный мир
Развивать
Загадки, решение
наблюдательность, память, задач, игры в парах
королевства»
умение решать шахматные
задачи.
«Ответь как в сказке, сам,
Закрепление полученных Игра, шахматная
без подсказки» (шахматная знаний.
викторина
викторина)
«И снова в гости»
Закрепление полученных Игра, рассказывание
знаний.
сказки, шахматная
физкультура, игры в
парах.
«Шахматная эстафета»
Закрепление полученных Игра, вопросы
знаний.
воспитателя.
«Ответь как в сказке, сам,
Закрепление полученных Игры, эстафета,
без подсказки (шахматная
знаний.
викторина.
викторина)»
Развивать
Игры, задачки «Шахматные чудеса»
наблюдательность, память, шутки.
умение решать шахматные
задачи.
«Шахматная шкатулка»
Закрепление полученных Шахматная
знаний.
физкультура,
вопросы, игры в
парах.
«Шахматная эстафета»
Закрепление полученных Чтение стихов,
знаний.
викторина, игры в
парах.
«Шахматный праздник»
Закрепление полученных Чтение стихов,
знаний
викторина, игры в
парах.

20

Второй год обучения (с 6 до 7 лет)
Месяц

Занятие №
1

Сентябрь
2-5

6-8

Октябрь

Ноябрь

Тема занятия

Задачи

«Педагогический
мониторинг»
«Ш ах»

Уточнение уровня освоения Выполнение тестовых
программного материала. заданий.
Шах ферзем, ладьей,
слоном, конем,
пешкой. Защита от
шаха. Дидактические
задания «Шах или не
шах», «Дай шах»,
«Пять шахов»,
«Защита от шаха».
продолжать учить играть
Открытый шах.
всеми фигурами из
Двойной шах.
начального положения
Дидактические
учить сравнивать фигуры, задания «Дай
показывать их различие и открытый шах», «Дай
двойной шах».
сходства; развивать
Дидактическая
произвольное внимание,
игра.«Первый шах» логическое мышление,
гонкую моторику.
проведение игры
всеми фигурами из
начального
положения.
Формирование
Чтение сказки «До
представлений о том, что свидания, Шахматная
мат - цель игры упражнение страна». Объяснение
в определении шахматных нового материала: мат
ситуаций.
ферзем, ладьей,
слоном, конем,
пешкой.
Дидактическое
задание «Мат или не
мат».
Закрепить представления
Мат в один ход:
детей о позиции «мат»
сложные примеры с
Развивать быстроту
большим числом
реакции. Воспитывать
шахматных фигур.
организованность
Дидактическое
задание «Дай мат в
один ход».
Закрепление знаний и
Закрепление хода
умений полученных ранее; слоном. Понятие
Формирование понятия
«связка» решение
шахматных задач и
«Связка»
этюдов Д/и «Расставь
на доске», «Пройди и
назови поле»
Чтение сказки «Мат и
Формирование
представлений о
пат», Рассказ о
положении «пат»,
позициях «мат» и
выделение отличий пата от «пат» Вариантах
ничьей. Примеры на
мата.
пат. Дидактическое
задание « Пропавшая
фигура»
Длинная и короткая
Знакомство с понятием
«Рокировка» Зачем нужна рокировка. Правила
рокировка. Как делается
рокировки.
рокировка. Развитие
Дидактическое
гворческое мышление,
задание «Рокировка».

Формировать
представление о позиции
«шах» Развивать
способность думать,
мыслить, рассуждать и
анализировать.
Активизировать словарь.

«Двойной шах с
выигрышем фигуры,
лучший шах»

9-12

«Мат»

13-16

«М ат в один ход»

17-18

«Что такое связка»

19-20

«Ничья»

21-22

«Рокировка»

Метод.приёмы

21

Декабрь

Январь

логического мышления
Формирование
представлений о важности
первых ходов, этикете
шахматной игры,
совершенствование умения
доказывать правильность
своего решения, развитие
интеллектуальных
способностей.
Формирование первичных
представлений о том, что
должен знать игрок, чтобы
уверенно разбираться в
партии чувствовать себя
спокойно во время игры

23-24

«Н епобедимы й»

25-26

«Волш ебны й мир
комбинаций»

27-28

«Реши этю д, отгадай
задачу -сы щ еш ь удачу»

29-30

«Итальянская партия»

31-32

«Сицилианская защита»

33-34

«Принятый ферзевый
гамбит»

35-36

«Подготовка к
интеллектуальному
турниру»

22

Слушание сказки
«Непобедимый»,
беседа по
содержанию, решение
шахматных задач, Д/И
«Узнай и назови»

Логическая минутка;
Слушание шахматной
сказки «Волшебный
мир комбинаций»,
беседа по
содержанию; решение
шахматных задач;
Логиическая минутка;
Упражнение в решении
шахматных этюдов
слушание
«Волшебной истории»
Решение шахматных
этюдов
Закрепление представлений Разыгрывания дебюта
и рекомендации о
на примере
принципах разыгрывания «Итальянской
дебюта и важности первых партии» с
ходов
пояснениями о том,
как лучше начинать
шахматную партию).
Дидактическая игра
«Два хода»
Рассказ педагога о
Формирование
представлений о принципах принципах
разыгрывания дебюта
разыгрывания дебюта; и
важности первых ходов
на примере
Закрепление Знаний правил «Сицилианской
ведения шахматной партии защиты» с
пояснениями о том,
как лучше начинать
шахматную партию).
Дидактическая игра
«Два хода»
Закрепление представлений Показ педагогом
и рекомендации о
разыгрывания дебюта
принципах разыгрывания «Принятый ферзевый
гамбит» Игра всеми
дебюта.
фигурами из
начального
положения без
пояснений о том, как
лучше начинать
шахматную партию).
Дидактическая игра
«Два хода»
Развитие познавательной
Мини-конкурс «Её
активности, воображения, величество Загадка»,
сообразительности,
Обучение
быстроты реакции,
отгадыванию ребусов;
посредством игровых
Решение словесных
развивающих заданий,
логических задач.
Жеребьевка

Февраль

Март

37-38

«Интеллектуальный
турнир»

39-40

«Короткие партии»

Развитие познавательной
активности, воображения,
сообразительности,
быстроты реакции,
посредством игровых
развивающих заданий.
Закрепление знаний о
принципах разыгрывания
дебюта. Игра всеми
фигурами из начального
положения.

Пропаганда здорового
образа жизни, Воспитание
культуры игры

41-42

«Здоровые телом сильные духом »

43-44

«В гостях хорош о, а дома Вызвать положительные
эмоции, желание
лучше»
поделиться своими
впечатлениями,
закрепление хода конем.

45-46

«Великие гроссмейстеры» продолжать воспитывать
устойчивый интерес к игре
в шахматы ; Закреплять
умение решать шахматные
задачи, этюды

47-48

«Показательная партия»

49-50

51-52

«Реш ение шахматных
задач и этю дов»

«И король жаждет боя»

23

продумывание
заданий
Выполнение игровых
заданий

Логическая минутка;
Демонстрация
коротких партий.
Игра всеми фигурами
из начального
положения. Партии 1
-2
Слушание сказки
«Здоровые телом сильные духом.
Работа по
содержанию.
Обсуждение
психологических
этюдов
Конкурс «Ответь как в
сказке, сам, без
подсказки»,Д/и «Ход
конем» с любого поля
1 и 8 горизонтали.
Рисование на тему:
Моя шахматная
страна; выставка
работ
Д/и «Расставь на
доске», «Пройди и
назови поле»; работа с
диаграммами .
Знакомство с именами
великих шахматистов
(М.Ботвинник, и др.)
Практические занятия
в парах Графический
диктант

продолжать воспитывать
устойчивый интерес к игре
в шахматы ; Закреплять
умение решать шахматные
задачи, этюды
Закреплять знания о
Демонстрация
принципах разыгрывания коротких партий.
дебюта; учить рационально Игра всеми фигурами
распоряжаться небольшими из начального
шахматными силами,
положения
сохранившимися на доске,
достигать выигрыша или
добиваться ничьей,
находясь в трудном
положении.
Закрепление представлений Игра всеми фигурами
и рекомендации о
из начального
принципах разыгрывания положения.
дебюта. Закрепления
умения записывать
шахматную нотацию

53-54

55-56

Апрель

57-58

59-60

61-62

63-64

Май

65-66

67-68

69-70
71

72

Побуждать детей к
самостоятельному поиску
знаний, развивать
познавательный интерес
познакомить с
интересными фактами из
истории шахмат
Закрепление пройденного,
развитие логического
мышления, умения
отстаивать свое мнение

Логическая минутка;
слушание сообщений
об известных
шахматистах,
Графический диктант.
Конкурс на лучшую
шахматную загадку
Дидактическое
«Повторение
задание «Пат или не
пройденного»
пат», «Дай мат в один
ход»,
«Дешифровщики»
Чтение сказки «И
Познакомить
с
правилами
«Король»
ходов «королем». Показать король жаждет боя!»
Д/и «Поворот»,
на примере как можно
«Задача направления»,
ставить «мат» «конем»,
«пешкой» и «королем» в
«Туда - сюда», «По
один ход.
всем углам», «Прямо
и наискосок»
Показать детям выбор
Показать на схеме как
«Конь против ферзя,
ходов «коня».
можно поставить
ладьи, слона»
«мат» черному
«королю» «конем»,
«пешкой» и белым
«королем» в разных
шахматных позициях
Повторить признаки,
С помощью схем
«Пешка против ферзя,
особенности, способы
разыграть разные
ладьи, слона, коня»
действий пешек и ладьи.
положения.
Соревнование в двух
командах «Пешки
против ладьи».
«Так много их, но мы уж е Дать знание, что означает Д/и «Найди на схеме,
понятие «Пат» в
где пат»
их знаем»
шахматной игре.
Познакомить с правилами Чтение сказки «
«Ферзь»
передвижения ферзя
Могучая фигура Ферзь» Д/и «Задача
направления», «Туда сюда», «Большой
прыжок», «Прямо и
наискосок»,
«Длинный ход»
Показать детям как
Д/и « Ферзь против
«Ферзь против ладьи и
взаимодействует
ферзь
с
ферзя:
белый против
слона»
пешками и фигурами.
черного», «Ферзь
против ладьи и
слона».
Закрепление полученных Приветствие, игра,
«Ш ахматный турнир»
знаний
награждение.
Закрепление полученных Чтение стихов,
«Ш ахматный праздник»
знаний
викторина, игры в
парах.
Оценить уровень овладения Диагностиче ские
«Педагогический
шахматной игрой.
задания
мониторинг»
«Это интересно»

24

3.5.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММЕ «ШАХ И МАТ»
Занятия проходят в оборудованном шахматном классе
На занятиях используются:
•
комплекты шахматных фигур с досками - 6-7 штук.
•
4 магнитные настенные игровые доски с фигурами
3.6. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
Дополнительная образовательная программа Шахматный клуб «Шах и мат»
разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по
дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"
-"Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования", утвержденный Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
-У став МАДОУ № 33
-СанПиН
2.4.1.3049-13,
утвержденные
постановлением
Главного
санитарного врача РФ от 29 мая 2013 г. № 26
- Лицензия МАДОУ № 33
3.7. Перечень литературных источников
1.
Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет. - М.: Новая
школа, 1994.
2.
Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.
3.
Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. - М.: Поматур,
2000 .
4.
Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. - М.: Астрель, ACT, 2000.
5.
Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн
полны. - Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
6.
Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».