Сенсорная комната

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №33

Принята:
Педагогическим советом
МАДОУ № 33
протокол № 1 от 31.08.2021 г.

Утверждена:
МАДОУ №33
от 31.08.2021
.А. Лаврова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«СЕНСОРНАЯ КОМНАТА»

для детей 3-7 лет
(срок реализации год)

Составитель:
Педагог дополнительного образования
Комышева А. В.

Екатеринбург, 2021

Оглавление:
Паспорт программы

3

1 Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка

4

1.2.

5

Цели и задачи программы

6

1.3. Планируемые результаты
2. Содержательный раздел

8

2.1. Содержание программы
3. Организационный раздел
3.1. Календарно - тематическое планирование

13

3.2. Методы обучения

19

3.3. Условия реализации программы

20

3.4. Требования к уровню подготовки воспитанников

21

3.5. Средства обучения

22

3.6. Механизм реализации программы

22

2

Паспорт программы
Наименование
Программы
Основания
для
разработки
Программы

Заказчик
Программы
Исполнитель
программы
Целевая группа
Составители
программы
Цель Программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Сенсорная комната» для
детей 3-7 лет
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"
"Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования", утвержденный Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
Устав МАДОУ № 33
СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного
санитарного врача РФ от 29 мая 2013 г. № 26
Родительская общественность
Педагог - психолог
Для детей 3-7 лет, посещающих учреждение
Педагог - психолог Лапина Наталья Алексеевна
Профилактика эмоционального напряжения и развитие сенсорных эталонов в
условиях сенсорной комнаты у детей дошкольного возраста. Повышение
уровня сенсорного развития детей.

Задачи
Программы

1.Восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления
ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.
2.Снятие тревоги, создание чувства безопасности, незащищенности.
3.Обучение детей способам обследования предметов:
наложению,
прикладыванию, ощупыванию, группировке по форме и цвету вокруг
образцов-эталонов, а также последовательному описанию
формы,
выполнению планомерных действий.
4.Развитие восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений,
целостного образа предметов.
5 .Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику,
жесты, интонацию;
6.Привитие навыков социального поведения;
7.Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
8.Развитие нравственных качеств;
9.Повышение активности и самостоятельности детей;
10.
Формирование и коррекция нарушения в общении.

Ожидаемые
конечные
результаты

-снятие эмоциональной напряженности,
-поддержка положительной самооценки.
-создание позитивного настроя,
-усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и
осознать основания собственных действий, мыслей, чувств,
-развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в
возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать
целостной личностью: физически и психологически здоровой.

Сроки и
этапы реализации
программы

1 год

з

1. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка

Комната психологической разгрузки с сенсорным оборудованием
является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения,
сенсорного

и

познавательного

развития,

способствует

стабилизации

эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий
направленных на улучшение психического и физического здоровья взрослых
и детей дошкольного возраста.
К концу дошкольного возраста должна сформироваться система
сенсорных эталонов и перцептивных действий. Уровень сенсомоторного
развития составляет фундамент общего умственного развития ребенка и
является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. И
готовность к школьному обучению так же напрямую зависит от уровня
сенсомоторного развития, недостаточное сенсомоторное развитие детей
дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в
ходе начального обучения.
Актуальность проведения занятий в сенсорной комнате заключается в
том, что:
Психоэмоциональное

состояние является

одним

из

важных

компонентов развития ребенка, поэтому эмоциональная нестабильность
препятствует гармоничному развитию ребенка в целом.
Теоретической основой данной программы является концепция А Н.
Леонтьева,

где

основными

критериями

анализа

психики

являются

деятельность, сознание, личность.
В

основу

программы

положены принципы,

гуманистические установки:
- уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;
- создание условий для развития его индивидуальности;
- обеспечение психологического комфорта;

4

отражающие

- взаимодействие психолога с ребенком по типу субъект - субъектного
общения;
- наличие «свободного пространства» для проявления индивидуальной
активности ребенка;
- сочетание статично-динамичного положения;
- каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках
и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»;
-

необходимость

поддержания

высокой

самооценки

ребенка;

осуществление понятной и ясной, честной и конкретной коммуникации
между родителями и ребенком;
- совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного и
краткое резюме педагога в конце занятия;
-

конфиденциальность

информации

о

ребенке

родителям,

недопустимость медицинских диагнозов; акцент на рекомендации.
1.2.

Цели и задачи программы

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Формирование базовых составляющих психического развития
ребенка (формирование произвольной саморегуляции поведения, умения
ребенка оценивать себя и свои действия (самооценка) познавательной
активности, игровой активности, научить ребенка понимать собственное
эмоциональное состояние.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1.Восстановление

эмоционального

комфорта,

поддержание

стремления ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.
2.Снятие тревоги, создание чувства безопасности, незащищенности.
3.Обучение детей способам обследования предметов: наложению,
прикладыванию, ощупыванию, группировке по форме и цвету вокруг
образцов-эталонов,

а

также

последовательному

выполнению планомерных действий.

5

описанию

формы,

4.Развитие

восприятия

формы,

величины,

цвета,

пространства,

движений, целостного образа предметов.
5.Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через
мимику, жесты, интонацию;
6.Привитие навыков социального поведения;
7.Смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
8.Развитие нравственных качеств;
9.Повышение активности и самостоятельности детей;
10. Формирование и коррекция нарушения в общении.
1.3. Планируемые результаты
Данная программа даст возможность ребенку адаптироваться к новым
условиям жизни, создаст у него чувство принадлежности

к группе,

положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными
коммуникативными навыками, игровой деятельностью, умением понимать
свое эмоциональное состояние,

научиться распознавать чувства других

людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут
анализировать

причины

межличностных

конфликтов

и

смогут

самостоятельно их регулировать.
Общее
психофизиологическое
развитие

Эмоциональное
развитие

•
развитие
физиологических,
возрастных,
психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых
функций;
•
активизация мышления;
•
повышение иммунитета;
•
улучшение соматического здоровья;
•
коррекция эмоционального состояния;
•
активизация деятельности;
•
нормализация сна;
•
развитие мелкой моторики
•
обогащение эмоционального опыта;
•
преодоление страхов; коррекция уровня
тревожности и агрессивности;
•
стимуляция
приятных
и
эстетических
значимых переживаний;
•
формирование эмоционально спокойного
состояния, способствующее снятию негативных
6

Речевое развитие

Социальное развитие

эмоций и состояний;
•
формирование коммуникативных навыков у
детей;
•
коррекция девиантного поведения;
•
активизация словаря;
•
накопление языковых представлений;
•
формирование
способности ребенка к
пониманию обращенной к нему и контекстуальной
речи;
•
формирование диалогической речи;
•
формирование
элементов
словесного
планирования;
•
формирование монологической речи;
•
формирование
способности
связно
рассказывать, выделяя основную мысль;
•
развитие выразительности речи;
•
формирование личностной ориентации;
•
формирование способностей осознания и
переживания
успехи-неуспехи,
результаты
деятельности;
•
проекция общественных взаимодействий;
•
развитие социальных норм поведения;
•
ориентация ребенка на взрослого как на
источник социального опыта;
•
формирование организационных умений
•
развитие умения переносить освоенные
навыки в незнакомую ситуацию;
•
осмысление
не
сложных конструкций,
отражающих общественные
правила,
нормы
общения и поведения в обществе;
•
освоению теоретических знаний посредством
обогащения чувственного опыта;
•
развитие умения подчинять свои поступки
усвоенным моральным и этическим нормам;
•
формирование
и
развитие
творческих
способностей;
•
формирование
развития
самосознания,
самоконтроля, способности адекватного отношения
к себе и окружающим;
•
формирование правильное поведения в
коллективе

7

2. Содержательный раздел
2.1.

Содержание программы

Программа включает е себя несколько еидое деятельности:
•

профилактическая

и

развивающая

работа

с

дошкольниками

индивидуальные и групповые занятия до четырех человек;
•

просветительская работа с педагогическим коллективом;

•

просветительская работа с родителями;

•

индивидуальные психологические консультации, занятия

с элементами

тренингов для родителей (законных представителей) и педагогов.
Виды и формы работы в сенсорной комнате
Наименование
Назначение
оборудования
Мягкое напольное Релаксация.
Снятие негативных эмоций и
покрытие
состояний.
Развитие воображения.
Развитие:
•
образа тела;
•
общей моторики;
•
пространственных
представлений.
Саморегуляция психического
состояния
Сухой бассейн
Снижение
уровня
психоэмоционального
напряжения.
Снижение
двигательного
тонуса.
Регуляция
мышечного
напряжения.
Развитие:
•
кинестетической
и
тактильной чувствительности;
•
образа тела;
•
пространственных

8

Виды
и
формы
работы
Упражнения
на
релаксацию.
Упражнения
на
воображение.
Игры
на
снятие
агрессивности

Игра «Море шариков».
Имитация плавания.
Игра
на
снятие
агрессивности.
Игровые упражнения
по коррекции уровня
тревожности.
Упражнения
на
релаксацию.
Сеансы
психофизической
разгрузки. Игры на

восприятий и представлений;
•
проприоцептивной
чувствительности.
Коррекция
уровня
тревожности, агрессивности
Реабилитация
нервно­
Мягкий остров
психического состояния.
Релаксация.
Снятие негативных эмоций и
состояний.
Саморегуляция психического
состояния
Обогащение
Проектор
восприимчивости
и
направленного
воображения
света
Зеркальный шар Развитие:
•
зрительного
(проецирование
восприятия;
специальных
•
ориентировки
в
светоэффектов)
пространстве.
•
Создание
психологического комфорта.
Снижение
уровня
тревожности.
Коррекция страхов.
Релаксация:
воздействие
зрительных образов
Обогащение восприятия и
Музыкальный
центр
и
набор воображения.
аудикассет или
Создание психологического
комфорта.
СД дисков
Релаксация:
воздействие
слуховых образов.
Снижение
нервно­
психического
иэмоционального
напряжения.
Активизация
двигательной
активности.
Формирование
навыков
саморегуляции

9

воображение.
Игра «Дыши и думай

Упражнение
«Улыбка».
Комплекс упражнений
на релаксацию.
Комплекс упражнений
на воображение
Музыкотерапия
Светотерапия
Сказкотерапия.
Комплекс упражнений
по релаксации.
Упражнение
«Солнечные зайчики».
Игра «Путешествие к
звезде».
Упражнение
«Дискотека»

Музыкальное фоновое
сопровождение
игр,
упражнений, заданий,
релаксации

Развитие обоняния.
Формирование
умения
дифференцировать запахи.
Стабилизация психического
состояния.
Релаксация
стимуляция
Пуфик-кресло
с Тактильная
соприкасающихся
с
ним
гранулами
частей тела.
(Сплодж)
Релаксация
Можно держать в руках,
Оптиковолокон перебирать,
обматывать
ный пучок
тела,
лежать
на
«Водопад света» с вокруг
волокнах.
гребнем
Изменяющиеся
цвета
привлекают
внимание,
успокаивают.
Пузырьковая
Развитие
зрительного
восприятия.
колонна
Создание психологического
комфорта.
Снижение
уровня
тревожности.
Коррекция страхов

Лроманабор

Упражнение
запах»

«Узнай

Релаксационные
упражнения

Упражнения
развития
моторики.
Релаксация

для
мелкой

Сказкотерапия.
Релаксация

Структура занятия
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты
могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
•

Структура занятий гибкая, разработанная с учетом возрастных

особенностей детей, она включает в себя познавательный материал и
элементы психотерапии.
•
развития

Выбор тематики занятий определяется характером нарушения
и

подбором

наиболее

адекватной

тактики

коррекционно-

развивающей работы.
•
характерно

Формы работы определяются целями занятий, для которых
сочетание как традиционных приемов и методов, так и

инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, и др.).

10

•

Психологическое воздействие конструируется путем создания

дозированных

по

содержанию,

объему,

сложности,

физическим,

эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных
ситуаций.
Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть
использована самостоятельно.
Часть 1.
Вводная

Часть 2.
Рабочая

Часть 3.
Завершающая

•
Цель вводной части занятия - настроить
группу
на
совместную
работу,
установить
эмоциональный контакт между всеми участниками.
•
Основные процедуры работы - приветствия,
игры с именами
•
Разминка в кругу: психологический настрой на
занятие,
приветствие
(продолжительность
3
минуты).
•
На эту часть приходится основная смысловая
нагрузка всего занятия.
•
В нее входят этюды, упражнения, игры,
направленные на развитие и частичную коррекцию
эмоционально-личностной и познавательной сфер
ребенка.
Основной целью этой части занятия является
создание
у
каждого
участника
чувства
принадлежности
к
группе
и
закрепление
положительных эмоций от работы на занятии. Здесь
предусматривается проведение какой-либо общей
игры-забавы или другой коллективной деятельности,
релаксации.

Каждое
занятие
включает
в
себя процедуры, способствующие
саморегуляции:_________________________________________________________
уровень
возбуждения,
•
Упражнения на мышечную снижает
релаксацию
снимают напряжение.
•
Дыхательная гимнастика
действует успокаивающе на нервную
систему.
•
Мимическая гимнастика
направлена
на
снятие
общего
напряжения, играет большую роль в
формировании выразительной речи
детей.
межполушарному
Двигательные
упражнения, способствует
включающие попеременное или взаимодействию.
одновременное
выполнение
11

движений разными
любую текстовку

руками

под

•
Чтение детских потешек с способствует
чередованием движений, темпа и произвольности
громкости речи.
Основные методы:
•

развитию

Элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией;

•

Психогимнастика;

•

Элементы психодраммы;

•

Игры на развитие навыков общения;

•

Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;

•

Ролевые игры

Формы организации коррекционно-развивающего процесса:
1.

Индивидуальная работа.

2.

Групповая работа.

Формы работы с родителями
- Совместное посещение занятий в сенсорной комнате.
- Индивидуальное и групповое консультирование.
- Стендовые консультации
- Анкетирование.
- Занятия для родителей в сенсорной комнате.
Год состоит из 71 занятия. Продолжительность занятия с детьми
от 4 до 5 лет - 15 -20 минут, с детьми от 5 до 7 лет - 25- 30 минут. Занятия
проводятся 2 раза в неделю.

12

3. Организационный раздел
3.1. Календарно - тематическое планирование
МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

ЗАДАЧИ
Мониторинг
Мониторинг

2 неделя

3неделя

4неделя

ОКТЯБРЬ

5неделя

бнеделя

В гостях у Сенсорика
Ребенок и кукла.
Цель: Учить выделять общие и отличительные
признаки человека и его подобия.
Какого цвета твои глаза и волосы?
Цель:
Знакомить
с
отличительными
особенностями внешности - цветом глаз и
волос.
Все мы разные
Цель: Знакомить с отличительными
особенностями других детей (голос, имя)
Что тебе нравится?
Цель: Помочь детям понять , что их вкусы и
предпочтения могут быть разными.
Выбор игры, любимая игрушка.
Цель: Определять вместе с детьми их почтения в
играх и игрушках.
Вкусный - невкусный.
Цель: Определить вместе с детьми их
предпочтения в еде
Чувства, желания, взгляды
Грусть и радость.
Цель: Помочь понять причины возникновения
основных эмоциональных состояний (радостьгрусть), учить определять их по внешним
проявлениям.
Изменение настроения.
Цель: Помочь понять причины и внешние
проявления изменения настроения.
Страшно.
Цель: Помочь понять причины возникновения
страха; способствовать профилактике страхов у
детей.
Социальные навыки
Друзья.
Цель: Развивать элементарные представления о
дружеских отношениях
13

7неделя

8неделя

НОЯБРЬ

9неделя

Юнеделя

11неделя

12неделя

Ссора.
Цель: Помочь понять некоторые причины
возникновения ссоры.
Как помириться?
Цель: Учить простым способам выхода из
конфликтов.
Совместная игра.
Цель: Помочь понять, что играть вместе
интереснее
Совместное дело.
Цель: Помочь понять, что вместе легче
справиться с любым делом.
Давайте жить дружно!
Паутинка.
Цель: Развивать чувства принадлежности к
группе.
Развивать
навыки
позитивного
социального поведения.
Настроение
Цель: Дать ребенку возможность ощутить свою
принадлежность у группе, выразить свое
настроение. Учить детей ощущать близость,
тепло другого
Солнечный зайчик.
Цель: Развивать чувство единства,
сплоченности. Учит детей действовать
согласованно
Волшебный мешочек.
Цель: развивать групповую сплоченность.
Повышать у детей уверенность в себе
Паровозик с именем.
Цель: Повышать у детей уверенность в себе,
развивать координацию движений, развивать
слуховое восприятие.
Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и
радуюсь
Робость.
Цель: Повышение у детей уверенность в себе,
сплочение группы, знакомство с чувством
робости
Радость - 1 .
Цель: Знакомство с чувством радости, развитие
умения адекватно выражать свое эмоциональное
состояние, развитие способности понимать
14

13неделя

ДЕКАБРЬ

14неделя

15неделя

16неделя

17неделя
ЯНВАРЬ

18неделя

19неделя

эмоциональное состояние другого человека
Радость-2.
Цель: Продолжение знакомства с чувством
радости
Радость - 3
Цель: Развитие способности понимать и
выражать эмоциональное состояние другого
Радость - 4
Цель: Закрепление и обобщение знаний о
чувстве радости
Страх -1.
Цель: Знакомство с чувством страха, изучение
выражения эмоциональных состояний в мимике
Страх -2.
Цель: Поиск путей преодоления страха, развитие
эмпатии, умение сопереживать другим
Страх - 3.
Цель: Учить детей узнавать чувство страха по
его проявлениям, развивать умение справляться
с этим чувством. Учить детей выражать чувство
страха в рисунке
Страх - 4.
Цель: Продолжение знакомства с чувством
страха
Удивление.
Цель: Знакомство с чувством удивления,
закрепление мимических навыков
Самодовольство
Цель: Знакомство с чувством самодовольства
Закрепление знаний о чувствах.
Цель: Закрепление умения различать чувства
Злость.
Цель: Знакомство с чувством злости, тренировка
умения различать эмоции
Стыд, вина.
Цель: Знакомство с чувством вины
Отвращение, брезгливость.
Цель: Знакомство с чувством отвращения
Сказочный мир
Волшебная поляна.
Цель: Развитие идентификации со своим
именем, формирование позитивного отношения
ребенка к своему «Я». Стимулирование
15

ФЕВРАЛЬ

20неделя

21неделя

22неделя

23неделя

творческого самовыражения
Язык прикосновений.
Цель: Развитие сенсорно - перцептивной сферы,
развитие произвольности поведения, развитие
воображения, символических представлений
Игры с изюминкой.
Цель: Развитие творческого мышления и
воображения. Совершенствование механизмов
саморегуляции.
За репкой.
Цель:
Снятие
напряжения,
получение
позитивного, двигательного опыта. Развитие
памяти, воображения. Развитие уверенности в
себе
Чудо остров.
Цель: Развитие воображения, Стимулирование
творческого воображения
В стране чувств.
Цель: Стабилизация психических процессов,
снятие
напряжения.
Обучение
способам
адекватного телесного выражения различных
эмоциональных
состояний.
Развитие
уверенности в себе
Сила добра
Знакомство.
Цель:
Обратить
внимание
детей
на
индивидуальные
особенности
сверстников.
Подготовить к общему действию, игре.
Настроить детей на активную совместную
деятельность, на беседу, игру. Познакомить с
элементами выразительных движений, мимикой,
позой. Учить высказывать свою точку зрения.
Грубость и драка.
Цель: Развивать у детей фантазию, чувства,
учить контролировать мышечные ощущения,
чтобы уметь менять характер движений. Учить
отображать отрицательные и положительные
черты характера героев.
Злой язычок.
Цель:
Учить
детей
передавать
чувства
интонацией.
Учить
детей
подбирать
характерные для героев интонации, движения.
Учить
давать
моральную
оценку
происходящему. Развивать быстроту реакций,
16

МАРТ

24неделя

25неделя

26неделя

27неделя

волевые процессы. Учить детей расслабляться.
Цирк.
Цель: Учить детей самостоятельно выражать
свои мысли, чувства. Учить детей передавать
характеры героев движениями. Учить детей
активно принимать участие в обсуждении,
создавать
эмоциональные
образы.
Учить
расслабляться
Болезнь куклы.
Цель: Закреплять выразительные движения,
учить детей сопереживать, учить в проблемной
ситуации находить позитивные решения. Учить
детей расслабляться
Сережа и щенок.
Цель: Учить детей передавать задуманный образ
движениями, анализировать поступки героев.
Дать детям представление, что «хороших» и
«плохих» детей не бывает, а бывают разные
поступки
Красная шапочка.
Цель: Дать детям понятие доброты через
сказочного
героя.
Закреплять
навыки
совместных действий при разыгрывании общей
истории.
Путешествие к Незнайке.
Цель: Закреплять у детей навыки совместных
действий при разыгрывании общей истории.
Учить детей анализировать поведение свое и
окружающих. Закреплять понятие доброты, зла
на конкретных примерах.
Волшебная страна.
Цель: Развивать творческие способности детей,
учить подбирать характерные для героев
движения (мимику, пантомимику)
Бал.
Цель:
Развивать
невербальные
средства
общения. Учить передавать эмоциональные
переживания в образах, сопереживать героям.
Учить анализировать переживания, события.
Сказочные персонажи
Цель: Учить детей определять эмоции по
условным
графическим
изображениям.
Закреплять образ «доброго» и «злого» героя в
движениях.
17

АПРЕЛЬ

28неделя

29неделя

ЗОнеделя

31неделя

32неделя

МАИ

ЗЗнеделя

Избушка и Баба - Яга.
Цель: Закреплять выразительность мимики.
Пантомимики. Развивать воображение.
Путешествие на Луну.
Цель: Учить детей управлять своим телом.
Учить
интонациями,
жестами
передавать
настроение, эмоции
Снежная Королева.
Цель: Закреплять навыки совместных действий в
разыгрывании сказочного сюжета. Закреплять
навыки самостоятельности в ведении беседы,
развивать волевые процессы
Лесная школа
Цель: Закреплять выразительность мимики,
пантомимики. Учить распределять внимание.
Закреплять представление о школе. Учить детей
высказывать свою точку зрения.
Геометрические фигуры
Цель:
формирование
целостного
образа,
стимулирующий массаж кистей рук, выполнение
фигурок из пальцев.
Величина.
Цель: Сравнение предметов по величине: длина,
высота
Конструирование из геометрических фигур.
Танграмм.
Действительный и желаемый образ «Я»
Средства общения
Цель: Дать представления о средствах общения.
Невербальные компоненты общения
Цель: Ознакомить и закрепить невербальные
средства общения. Дать понятие кто может так
общаться
Общение в различных жизненных ситуациях
Цель: Закрепить навыки общения. Закрепить
навыки владения своими эмоциями.
Профилактика психоэмоционального
напряжения элементами сказочной терапии
Цель: Закрепить навыки саморегуляции.
Жадность.
Цель:
Учить
детей
изображать
модели
поведения
персонажей
разными
чертами
характера. Учить детей расслабляться
18

34неделя

Шаловливые игры.
Цель: Развивать внимание детей. Учить детей
передавать заданный образ движениями. Учить
искать выход из конфликтных ситуаций.
Кривляки, хвастунишки и дразнилки
Цель: Настроить детей на общую игру. Учить
использовать
выразительные
движения.
Формировать у детей с помощью игры
моральные представления
Закрепление всего пройденного материала
Цель: Определить уровень усвоенных понятий
по теме «Эмоции и конфликты»
Закрепление пройденного материала.
Цель: Определить уровень усвояемости в
саморегуляции.
Мониторинг
Мониторинг

35неделя

Збнеделя

3.2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
В

содержание работы включены

следующие

формы и методы,

эффективные как для взрослого (педагоги и родители), так и ребенка:
•

Метод игрового моделирования поведения.

•

Методы телесно-ориентированной терапии.

•

Релаксационные методы.

•

Метод

продуктивной

деятельности

(рисование,

аппликация,

лепка).
•

Метод

сказкотерапии

в

книгах

автора

Т.Д.

Зинкевич-

Евстигнеевой.
•

Модификация

эмоционально-символического

метода,

предложенная Дж. Аланом.
•

Метод визуализации (автор Аки Нуроси).

•

Технология использования в обучении игровых методов.

•

Психогимнастика (автор М.И. Чистякова).

•

Пальчиковая гимнастика (автор Е. Косинова, М.Лопухина).

•

Технология обучения в сотрудничестве.
19

3.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Приступая к реализации данной программы, следует наметить общий
план работы по всем трем ее разделам.
Данная программа предполагает варьирование содержания программы,
форм и методов работы с детьми. Следует проанализировать и определить
собственные

условия

образовательном

педагогической

учреждении,

с

деятельности

учетом

имеющихся

в

дошкольном
специалистов,

используемых программ и методик, материальной базы, а также более общих
социокультурных и региональных особенностей.
Предполагается нерегламентируемая деятельность, основными видами
деятельности является:
игра, изобразительная и театрализованная
деятельность, ручной труд.
Основные принципы, строгое их соблюдение гарантирует достижение
поставленных целей и задач:
•
Системность
•
Интеграция программного содержания
•
Координация деятельности педагогов
Важно объединить содержание занятий по программе с повседневным
опытом детей и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для
закрепления, пройденного материала. Придумывать сюрпризы, включать в
занятия небольшие паузы для разрядки, песенки, шутки, загадки, потешки.
Условия дошкольного учреждения должны способствовать развитию в
детях уверенности в себе, формировать высокую самооценку, поддерживать
стремление к успеху в разных видах деятельности.
Воспитательные
согласованными,

т.к.

усилия

педагогов

специфичность

и

родителей

программы

должны

предполагает

быть
тесное

сотрудничество педагогов и родителей в достижении целей и задач данной
программы. Осознавали значимость социально-эмоционального развития
ребенка и его значение в его последующей жизни
Формы взаимодействия с родителями:
•
•

Родительские собрания
Индивидуальные беседы
20

3.4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
В

данной рабочей программе требования к знаниям, умениям и

навыкам воспитанников дифференцированы:
Общие показатели развития.
В 4 года ребенок:
•

Уметь распознавать возникновение основных эмоциональных

состояний, учить определять их по внешним проявлениям.
•

Уметь управлять своим эмоциональным состоянием

•

Уметь разрешать конфликты и понять некоторые причины

возникновения ссоры, научиться простым способам выхода из конфликтов.
В 5-6 лет ребенок:
•

Иметь представления о своем внешнем облике, уметь отличать

особенности других детей, изменять свою внешность в соответствии с
воображаемым образом.
•

Иметь представления о том, что вкусы и мнения бывают

разными.
•

Уметь распознавать основные эмоциональные состояния и их

внешние проявления: грусть, радость и спокойствие, печаль, горе, злость,
страх
•

Иметь представления о том, что такое дружба, элементарные

представления о том, какими качествами должен обладать друг.
•

Способствовать расширению словарного запаса для выражения

дружеских чувств.
•

Осознавать необходимость соблюдения некоторых норм и правил

поведения.
В 7 лет ребенок:
•

Иметь представления о том, что важно в дружеских отношениях.

•

Уметь осознавать причины, приводящих к конфликту, и

возможных путей его разрешения.

21

•

Сформированность умения объясняться, способствующих

хорошим отношениям детей с взрослыми и со сверстниками.
•

Иметь понимание, что наше собственное настроение и отношение

других людей зависит от наших поступков.
•

Уметь распознавать различные эмоции по выражению лица, позе.

•

Уметь справляться с различными проявлениями негативных

эмоций.
•

Уметь адекватно оценивать свою внешность, поддерживать свою

самооценку, осознавать свои индивидуальные особенности.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Используемые методики:
1.

Эмоциональное состояние ребенка - тест Люшера.

2.

Карта эмоционального состояния ребенка (заполняется после

каждого занятия)
3.5. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1.

Оборудование для сенсорной комнаты (в паспорте кабинета)

2.

Учебно - наглядные пособия:

•

Литература

•

Игры и игрушки на сенсомоторное развитие детей

3.

Средства ТСО

•

Магнитофон

•

Компьютер

•

Диски с музыкой
3.6. Механизм реализации программы

Механизм реализации программы включает в себя:
•

механизм управления программой,

•

распределение сфер ответственности

•

механизм взаимодействия заказчиков программы

•

контроль за реализацией программы

22

Руководителем программы является заместитель заведующего по
воспитательно-методической

работе,

который

несёт

персональную

ответственность за её реализацию и конечные результаты.
Руководитель программы:
Осуществляет координацию деятельности участников программы по
эффективной реализации её основных механизмов.
Подготавливает проекты решений о внесении изменений и дополнений
в программу.
Подготавливает

по

окончании

года проект

о ходе

реализации

программы.
Организуют

внедрение

информационных

технологий

в

целях

управления реализацией программы и контроля за ходом выполнения её
мероприятий.
Воспитатель - руководитель секции

- является координатором и

исполнителем программы в ходе её выполнения.
Педагог, как координатор:
Несёт ответственность за своевременную и качественную реализацию
программы.
Осуществляет

ведение

ежемесячной

отчётности

реализации

программы.
Подготавливает доклады о ходе реализации программы.
Разрабатывает в пределах своих полномочий проекты, предложения,
необходимые для выполнения программы.
Подготавливает по окончании года предложения по уточнению
мероприятий программы на очередной учебный год, а также механизм её
выполнения.
В целях привлечения общественности к управлению программой
создаётся координационный совет программы, в состав которого входят
педагогические работники, родительская общественности и представители
попечительского совета.
23

Основные задачи:
Рассмотрение тематики мероприятий программы
Рассмотрение материалов о ходе реализации программы
Предоставление по их уточнению, а также итогов по реализации
программы.
Выявление организационных проблем в ходе реализации программы и
разработке предложений по их решению.
Организация размещение информации о ходе и результатах реализации
программы на официальном сайте в сети Интернет.
Система контроля.
Цель

контроля:

выявление

эффективности

процесса

реализации

рабочей программы.
Задачи:
•

определение проблем, причин их возникновения,

•

проведение корректирующих воздействий, направленных на

приведение полученных результатов реализации программы в соответствии с
намеченными целями и задачами.

24

В настоящем документе пронумеровано,
прошнуровано и скреплено печатью
Ъ '
листов

>щий МЛДОУ ЛЪ 33
О.

f

)

<■./аврова ________

{расшифровка подписи)
■ c /
' f*

/

<

2

0

. 6

г.

L _ 1 _____ _

7

/

%

У


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».