Вокальная студия

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №33

ПРИНЯТА:
Педагогическим советом
МАДОУ № 33
Протокол № 1 от «31 »августа 2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Вокальная студия «До-ми-соль-ка»

длядетей

лет

Срок реализации 1 год

Составитель:
Педагог дополнительного образования
Матофаева Л.Б.

Екатеринбург, 2021

Содержание
№ п/п

Наименование
Паспорт программы

Страницы
3

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Пояснительная записка

4

1.2

Цели и задачи программы

5

1.3

Планируемый результат

5

1.4. Основополагающие принципы программы

6

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1

Содержание программы

6

3.

ОРЕАНИЗ АЦИОННЫИ РАЗДЕЛ

12

3.1

Перспективно-календарный план работы вокальной студии

12

«Домисолька»
3.2.

Диагностика

27

3.3

Программно-методическое обеспечение

28

Список литературы

29

Приложение

30

2

Паспорт программы
Наименование
Программы

Дополнительная общеразвивающая программа художественной
направленности Изостудия «Акварелька» для детей 5-7 лет

Основание для разработки - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"
-"Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного
образования",
утвержденный
Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 г. N 1155
- Устав МАДОУ № 33
-СанПиН
2.4.1.3049-13,
утвержденные
постановлением
Главного санитарного врача РФ от 29 мая 2013 г. № 26
- Лицензия МАДОУ № 33
-На основе методических пособий:
«Изобразительная деятельность в детском саду», Т.С.
Комаровой; «Нетрадиционные техники рисования в детском
саду», 1-2 часть, Г.Н. Давыдовой; «Программа художественного
воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет», И. А. Лыкова
Название организации
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 33
Адрес, телефон

620130, г. Екатеринбург, ул. Юлиуса Фучика, 5а
Телефоны: 8(343) 223-14-57, 223-31-11

Учредитель

Департамент
Екатеринбурга

образования

Основные разработчики
Программы

Педагог дополнительного образования Комышева Александра
Викторовна

Срок реализации

1 год

з

Администрации

города

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с

современно научной

Концепцией

дошкольного воспитания

о признании самоценности дошкольного периода детства на первый план выдвигается
развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и
раскрывающая его индивидуальные способности.
Музыка -

самое яркое, эмоциональное,

а потому и действенное средство

воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в
окружающем мире, но и в самом себе.
Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она способна
пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей.
Кроме того, музыка развивает духовные силы ребенка, его творческую активность.
Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и сказки.
Музыка, музыкальная деятельность детей в детском саду - источник особой
детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое
может рассказать ему о

многом:

о красоте природы,

о красоте человека,

его

переживаниях, чувствах, мыслях.
Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и
последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки
возможно путем подбора соответствующих произведений. Им прививаются простейшие
навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушивать
произведения до конца, следить за его развитием, запоминать его основную идею и
характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к
такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и
доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и
слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего
сильнейшие эмоции.

Пение

-

основной

вид

музыкального

искусства,

которому

последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей учат
правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и
слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих
навыков - путь к выразительному исполнению. Развитие мелодического слуха особенно
интенсивно происходит в условиях обучения пению.
Совместное пение развивает чувство коллективизма, создает условия для их
эмоционального, музыкального общения. Сама суть хорового пения вырабатывает у
4

хорового певца умение видеть, слышать, чувствовать состояние другого человека. Пение
развивает

у

детей

также

привычку

к

длительному

сосредоточению.

Не

быть

внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора. В условиях
совместного пения дети чувствуют себя хорошо. Человек, регулярно занимающийся
пением, объективно укрепляет свое и физическое и психическое здоровье.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих
способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе программы Э.П. Костиной « Камертон»
Но детское музыкальное творчество формируется не только в пении. Основная
идея методики игры на музыкальных инструментах - близость к детской жизни. Звучание
инструментов
творческий,

ассоциируется

с жизненными явлениями,

импровизационный

характер.

поэтому игра принимает

Музыкальный

инструмент

должен

рассматриваться не как развлечение с помощью безделушек, с которыми манипулируют
дети, а как средство развития у них способности самовыражения наиболее существенных
сторон личности.
Данная

программа

дополнена

и переработана:

содержание

дополнительной

образовательной программы трансформировано и обогащено необходимой развивающей
средой.
Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность,
высокий

художественный

уровень

используемых

(классических, как отечественных, так и зарубежных),

музыкальных

произведений

знакомство с симфоническим

оркестром
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1.

Воспитывать интерес к вокальному искусству.

2.

Научить детей правильно и выразительно петь.

3.

Учить детей петь естественным голосом, без напряжения.

4.

Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса.

5.

Развивать умение различать звуки по высоте.

6.

Развивать

чистоту

интонирования,

четкую

дикцию,

правильное

певческое дыхание, артикуляцию
7.

Создать условия для развития личности ребенка, его эмоциональной сферы,

интеллекта, развития эстетических чувств.

5

1.3 ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1.

Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой

дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать
мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту.
2.

Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их,

сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения на
музыкальных инструментах и к пению.
3.

Основаны этические нормы на основе праздников.

Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком
применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также
в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут
проходить в форме концерта, фестиваля.

1.4 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

•

Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;

•

Принцип деятельностного подхода;

•

Принцип культуросообразности;

•

Принцип последовательности;

•

Принцип системности;

•

Принцип интеграции;

•

Принцип развивающего обучения;

•

Принцип гуманизации;

•

Принцип сотрудничества;

•

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского

сада и семьи.

6

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2Л. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее
развитие на шестом году жизни,

совершенствование процессов высшей нервной

деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и
на развитие слуховой активности.
хрупкостью

и

ранимостью.

Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается

Гортань

с

голосовыми

связками

еще

недостаточно

развиты. Связки короткие. Звук очень слабый.
Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем
головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий.
Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое,
несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому
в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше
высоких звуков. Удобными являются звуки ми - фа-си. В этом диапазоне звучание
естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои
суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го
года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и
инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие,
оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер
музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии,
поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают
звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только
психические, но и физические особенности развития ребенка.

Голосовые мышцы у

детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет
натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость
искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо
учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у
них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет
крепким и звонким.
7

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет
увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет
педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей
расширяется диапазон (до - ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка

два

взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого
голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного
исполнительства:
песни хором в унисон;
хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.);
при включении в хор солистов;
пение под фонограмму;
пение по нотам.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности
звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в
соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую
подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь: слушать, анализировать, слышать,
интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих
условий:
•
игровой характер занятий и упражнений,
•
активная концертная деятельность детей,
•
доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с
удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях.
•
атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально - дидактические
игры, пособия)
•
звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофон, микрофон, кассеты и CDдиски - чистые и с записями музыкального материала)
•
сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления
маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми,
родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения,
шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над
песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
восприятие музыки;
развитие музыкального слуха и голоса;
песенное творчество;
певческая установка;
певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоциональновыразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной
дикции).
8

А рти куляци я. В

работе

над

формированием

вокально-хоровых

навыков

у

дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой
интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.
Навык арт икуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани
при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение

найти

близкую

или

высокую

позицию,

которая

контролируется

ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные
в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата,
головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу
включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме
того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых
связок.
К слуховым н ав ы к ам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе
егоэмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Н а в ы к эм оционально — вы разительного исполнения отражает музыкально­
эстетическое

содержание

и

исполнительский

смысл

конкретного

вокального

произведения (попевки, песни).
Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
П евческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую
технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
9

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что
необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование

певческого

дыхания

способствует

физическому

укреплению

организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная
гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие
упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы
пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в
другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку,
стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь
производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад - влево вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы
трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С

целью

выработки

дикции

можно

использовать

скороговорки,

которые

необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с
твердой атакой звука.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно
«распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок
(вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя
его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания
может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является
10

подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных
произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно
из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 12 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства,
разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над
чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам,
динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный
образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным
артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
•

знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как

стихотворение, спеть без сопровождения)
•

работа над вокальными и хоровыми навыками;

•

проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
•

споем песню с полузакрытым ртом;

•

слоговое пение («ля», «бом» и др.);

•

хорошо выговаривать согласныев конце слова;

•

произношение слов шепотом в ритме песни;

•

выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово.

•

настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);

•

задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

•

обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

•

использовать элементы дирижирования;

•

пение без сопровождения;

•

зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:
•

выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

•

образные упражнения;

•

вопросы;

•

оценка качества исполнение песен
11

3. о р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л
Программа вокальной студии «До-ми-соль-ка» рассчитана на проведение работы с
детьми в возрасте 5 - 7 лет на 1 год обучения. Предполагается 72 занятия в год. Занятия
проводятся с сентября по май, один раз в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия 30 минут.
Работа в студии по обучению детей пению проводится в различных формах:
•

Занятия - игра,

•

Разучивание песен

Результаты усвоения программы кружка детей проверяем во время проведения:
•

утренники, вечеров развлечений;

•

в самостоятельной деятельности;

Предусматривается взаимодействие с родителями, проводятся:
•

консультации, беседы, вечера развлечений, концерты.

ЗЛ. Перспективно-календарный план работы вокальной студии «Домисолька»
Сентябрь. Мониторинг знаний и умений детей в области «Музыка» по программе
«Камертон» Э.П.Костиной.
Октябрь
Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1.
Коммуникативная
игра-приветствие.

Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка на
работу.

«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» Картушина.

2. Артикуляционная
гимнастика по системе
В. Емельянова.

Развивать
певческий
голос,
способствовать
правильному
звукообразованию, охране и укреплению
здоровья детей.

1. «Прогулка» (Занятие-игра).
2. «Паровоз» - Короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина»вибрация
губ.
«Самолёт»на
звук
«У»
(протяжно, на цепном дыхании,
повышая и понижая голос)

Упражнять

в

точном
12

интонировании

трезвучий, удерживать интонации на
повторяющихся звуках. Выравнивание
гласных и согласных звуков. Следить за
правильной певческой артикуляцией.

3. Интонационно­
фонетические
упражнения.

Упражнять детей чётко проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный
аппарат;
Проговаривать с разной интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание), темпом (с ускорением и
замедлением,
не повышая голоса),
интонацией
(обыгрывать
образ
и
показывать действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).

4. Скороговорки.
Чистоговорки.

Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э»
в
последовательности.

1.
2.
3.
4.

разной

«Говорил попугай попугаю».
«Тигры».
«Вёз корабль карамель».
«Кит-рыба».

Упражнять
детей
в
чистом
интонировании
поступенного
и
скачкообразного
движения
мелодии
вверх и вниз.

5.
Упражнения
распевания.

для

Побуждать детей петь естественным
голосом, без напряжения, правильно
брать дыхание между музыкальными
фразами и перед началом пения;
Побуждать детей исполнять песни
лёгким звуком в подвижном темпе и
напевно в умеренном;

6. Песни.

1. «Котенок и бабочка»
2. «Птичка и Лиса»
3. «Машенька
А.Евтодьевой

и

Медведь»

Петь
естественным
звуком,
выразительно, выполнять логические «Плакала березка», муз. и сл.
ударения
в
музыкальных
фразах, И.Осокиной
отчётливо
пропевать
гласные
и «Белые кораблики» муз. и сл.
согласные в словах.
К.Костина
Побуждать детей
капелла.

исполнять песни а

Количество занятий - 8
Ноябрь
13

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Игра-приветствие.

Психологическая настройка на занятие.

Упражнения: 1. «В гости».
2. «Здравствуйте».
М. Картушина.

2. Артикуляционная
гимнастика по системе
В. Емельянова.

3. Интонационно­
фонетические
упражнения.

4. Скороговорки.
Чистоговорки.

Подготовка голосового аппарата к
дыхательным, звуковым играм, пению.
Способствовать
правильному
звукообразованию, охране и укреплению
здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании
трезвучий, удерживать интонации на
повторяющихся звуках. Выравнивание
гласных
и
согласных
звуков.
Формировать звучание голоса ближе к
фальцетному. Следить за правильной
певческой артикуляцией.

Упражнять детей чётко проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный
аппарат;
Проговаривать с разной интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание), темпом (с ускорением и
замедлением,
не повышая голоса),
интонацией
(обыгрывать
образ
и
показывать действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).

Упражнения:
1. «Обезьянки».
2. «Весёлый язычок».

Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э»
в
последовательности.
Игра со звуком:
коробочка».

1.
2.
3.
4.

14

«Волшебная

Няня мылом мыла М илу...»
«Сорок сорок ели сырок...»
«Шла Саш а...»
Знакомый материал.

Расширять диапазон детского голоса,
точно
попадать на первый звук.
Слышать и передавать поступенное и
скачкообразное
движение
мелодии.
Самостоятельно попадать в тонику.

1. Продолжать побуждать детей петь

разной

1. «Фокус-покус».

5
Упражнения
распевания.

для

естественным голосом, без напряжения,
правильно
брать
дыхание
между
музыкальными фразами и перед началом
пения;
2.
Петь
выразительно,
передавая
динамику не только куплета к куплету,
но и по музыкальным фразам;

6. Пение.

3. Выполнять паузы, точно передавать
ритмический рисунок, делать логические
(смысловые) ударения в соответствии с
текстом песен;

2. «Чудо-лесенка».
3. «Храбрый
портняжка»
А.Евтодьевой

«Капризная песенка» муз. и сл.
И. Горбиной
«Ябеда-корябеда» Б.Савельева

4. Петь лёгким, подвижным звуком,
напевно,
широко,
с
музыкальным
сопровождением и без него.

Количество занятий - 8

Декабрь
Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1.
Коммуникативная
игра-приветствие.

Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка на
работу.

1. «Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
2. «Здравствуйте» Картушина.

2. Артикуляционная
гимнастика по системе
В. Емельянова.

Развивать
певческий
голос,
способствовать
правильному
звукообразованию, охране и укреплению
здоровья детей. Подготовить речевой
аппарат к работе над развитием голоса.

«Лошадка»
язычок;

-

прищёлкивание,

«Паровоз» - Короткий
долгий выдох;

вдох,

«Машина»вибрация
губ.
«Самолёт»на
звук
«У»
(протяжно, на цепном дыхании,
15

повышая и понижая голос).

3. Интонационно­
фонетические
упражнения.

Упражнять детей «рисовать» голосом,
изображать звуковой кластер;

Пропевание гласных « А-О-У-ИЭ» в разной последовательности

Побуждать детей соотносить своё пение
с показом рук, добиваясь при этом
осмысленного,
эстетичного,
выразительного
и
разнообразного
музыкального действия. Использовать
карточки
для работы
руками
по
извлечению звука.

Игра
голосом:
«Звуки
Вселенной» Модель Т. Боровик.

Упражнять детей чётко проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный аппарат; Развивать
образное
мышление,
мимику,
эмоциональную
отзывчивость.
Побуждать
детей
использовать
различные эмоциональные выражения:
грустно, радостно, ласково, удивлённо
и.т.д.

4. Скороговорки, стихи.

Закреплять у детей умение чисто
интонировать
при
поступенном
движении
мелодии,
удерживать
интонацию на одном повторяющемся
звуке; точно интонировать интервалы.
Упражнять
в
точной
передаче
ритмического
рисунка
мелодии
хлопками во время пения.

(Восход и заход солнца; парад
планет - унисон).
«По волнам»,
кочкам».

Проговаривание
попевок.

для

Побуждать детей к активной вокальной
деятельности.

текста

детей

петь

в унисон,

а

Отрабатывать перенос согласных, тянуть
звук как ниточку.

16

песен,

«На дворе трава».
Знакомый репертуар.

«Храбрый портняжка»,
и

«Гроза»
Знакомый репертуар.

Побуждать
капелла.

«По

«Уточка»,

«Золушка
А.Евтодьевой,
5
Упражнения
распевания.

«Качели»,

сестры»

Способствовать
развитию
у
детей
выразительного пения, без напряжения,
плавно, напевно.

6. Пение.

Развивать у детей
фонограмму.

умение

петь

«Дед Мороз-художник» муз. и
сл. Л.Еремеевой

под
«Веселый Дед Мороз» муз. и сл.
А.Варламова

Формировать сценическую
(культуру речи и движения).

культуру

Количество занятий - 8

Январь
Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1.
Коммуникативная
игра-приветствие.

Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка на
работу.

«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» Картушина.

2. Артикуляционная
гимнастика по системе
В. Емельянова.

Подготовить
речевой
аппарат
к
дыхательным
и
звуковым
играм. Работа с губами: (покусать
Развивать дикцию и артикуляцию.
зубами верхнюю и нижнюю
губу). Упр. «Я обиделся»,
«Я радуюсь».

3.Интонационнофонопедические
упражнения.

Побуждать детей ощущать и передавать
интонацию
в
пении
упражнений.
Упражнять детей «рисовать» голосом,
пропевать ультразвук. Побуждать детей
соотносить своё пение с показом рук,
добиваясь при этом осмысленного,
эстетичного,
выразительного
и
разнообразного музыкального действия.
Использовать карточки для работы
руками по извлечению звука.

Упражнять детей чётко проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный аппарат. Формировать
17

«Крик ослика» (Й - а...)
«Крик в лесу» (А - у).
«Крик чайки» (А! А!).
«Кричит ворона» (Кар).
«Скулит щенок» (И-и-и)
«Пищит больной котёнок» (Мяу
жалобно).

слуховое восприятие. Побуждать детей
использовать различные эмоциональные
выражения: грустно, радостно, ласково,
удивлённо

4. Скороговорки.
Стихи.

Продолжать работу над развитием голоса
детей.
Петь
плавно,
добиваясь
звучания каждого интервала

5. Упраж нения
распевания.

для

чистоты

1. Продолжать побуждать детей петь
естественным голосом, без напряжения,
правильно
брать
дыхание
между
музыкальными фразами и перед началом
пения;
2. Совершенствовать умение вовремя
начинать пение после музыкального
вступления, точно попадая на первый
звук;

6. П ение

4. Чисто интонировать
диапазоне;

в

«Король
копил».

на

корону

копейку

Чтение текста песен.
Знакомый репертуар.

1. «Волк и красная шапочка»
2. «По щучьему
A.Евтодьевой

веленью»

заданном

«Дело
было
в январе»
5. Закреплять навыки хорового и B.Шаинского
индивидуального пения с музыкальным
Повторение знакомых песен
сопровождением и без него.
6. Совершенствовать
мастерство.
7.
Побуждать
микрофоном.

исполнительское

детей

работать

с

Количество занятий - 8

18

Февраль

Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1.
Коммуникативная
игра-приветствие.

Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка на
работу.

«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» Картушина.

2. Артикуляционная
гимнастика по системе
В. Емельянова.

Развивать
певческий
голос,
способствовать
правильному
звукообразованию, охране и укреплению
здоровья детей.

Е «Прогулка» (Занятие-игра).
2. «Паровоз» - Короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина»вибрация
губ.
«Самолёт»на
звук
«У»
(протяжно, на цепном дыхании,
повышая и понижая голос)

3.Интонационнофонопедические
упражнения.

4.
Чистоговорки.

Упражнять детей выполнять голосом
«Самолёты», «Самолёт летит»
глиссандо снизу вверх и сверху вниз с
М. Картушиной.
показом движения рукой. Исполнять в
среднем и низком регистрах.
«Мороз»
(по
методу
Емельянова)
Упражнять детей долго тянуть звук -У меняя при этом силу звучания. Развивать
ритмический слух.

Упражнять детей чётко проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный
аппарат;
Проговаривать с разной интонацией
Скороговорки.
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание), темпом (с ускорением и
замедлением,
не повышая голоса),
интонацией
(обыгрывать
образ
и
показывать действия).

Упражнять детей

во взятии глубокого
19

«Вёз корабль камень»,
«Ди-ги, ди-ги дай»
«Петя шёл»
«Думал - думал»

дыхания.
Развивать
прикрытый звук.

5.
Упражнения
распевания.

для

артикуляцию,

1. Уточнить умение детей вовремя
вступать
после
музыкального
вступления, точно попадая на первый
звук;

Знакомые распевки.
2.Чисто
интонировать
диапазоне.

6. Песни.

1. «Три медведя» А.Евтодьевой

в

заданном

3.Совершенствовать умение детей петь с
динамическими оттенками, не форсируя
звук при усилении звучания.

Е «Песенка
В.Шаинского

про

папу»

4.
Развивать
вокальный
слух,
2. «Модницы» И.Ростовцева
исполнительское мастерство, навыки
эмоциональной выразительности.
5.Побуждать
микрофоном.

детей

работать

с

Количество занятий - 8

Март
Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1. Игра-приветствие.

Психологическая настройка на занятие.

Упражнение: «В гости».
«Здравствуйте».
Картушина.

2. Артикуляционная
гимнастика по системе
В. Емельянова.

Подготовка голосового аппарата к
дыхательным, звуковым играм, пению.
Способствовать
правильному
звукообразованию, охране и укреплению
здоровья детей.

20

Упражнения:
«Обезьянки».
«Весёлый язычок».

Формировать звучание голоса в разных
регистрах, показывая высоту звука рукой
Следить за
правильной
певческой
артикуляцией.

З.Интонационнофонопедические
упражнения.

Знакомый репертуар.
«Лягушка и кукушка»
Игры со звуком: «Волшебная
коробочка»,
«Волшебные
предметы».

Упражнять детей чётко проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный
аппарат;
Проговаривать с разной интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание), темпом (с ускорением и
замедлением,
не повышая голоса),
интонацией
(обыгрывать
образ
и
показывать действия). Петь на одном
звуке.

4. Чистоговорки.

«Няня мылом мыла М илу...»
«Сорок сорок ели сырок...»
«Шла Саш а...»
Знакомый материал.

Расширять диапазон детского голоса.
Упражнять детей точно попадать на
первый звук. Самостоятельно попадать в
тонику. Развивать «цепное» дыхание,
уметь интонировать на одном звуке.
Упражнять связывать звуки в «легато».
5.
Упражнения
распевания.

1. «Теремок» Л.Олифировой

для
Побуждать детей к активной вокальной
деятельности.

2.
«Вот
И.Рыбкиной

такая

чепуха»

Закреплять умение петь в унисон, а
капелла, пропевать звуки, используя
движения рук.
Отрабатывать перенос согласных, тянуть
звук как ниточку.

6. Пение.

Способствовать
развитию
у детей
выразительного пения, без напряжения,
плавно, напевно.
Продолжать развивать умение у детей
21

«Мамочка моя» А.Ермолаева»
«Пешки-ложки»
Турнянского

Ю.

петь под фонограмму и с микрофоном.
Формировать сценическую
(культуру речи и движения).

культуру

Количество занятий -8

Апрель
Содержание работы

Задачи

Музыкальный материал

1.
Коммуникативная
игра-приветствие.

Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка на
работу.

1. «Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
2. «Здравствуйте» Картушина.

2. Артикуляционная
гимнастика по системе
В. Емельянова.

Развивать
певческий
голос,
способствовать
правильному
звукообразованию, охране и укреплению
здоровья детей. Подготовить речевой
аппарат к работе над развитием голоса.

«Лошадка»
язычок;

- прищёлкивание,

«Паровоз» - короткий
долгий выдох;

вдох,

«Машина»вибрация
губ.
«Самолёт»на
звук
«У»
(протяжно, на цепном дыхании,
повышая и понижая голос).

3. Интонационно­
фонетические
упражнения.

Формировать более прочный навык
дыхания,
укреплять
дыхательные
мышцы,
способствовать
появлению
ощущения
опоры
на
дыхании,
тренировать артикуляционный аппарат.

Проговаривание
попевок.

текста

песен,

«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репертуар.

4. Скороговорки, стихи.

Упражнять детей чётко проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный аппарат; Развивать
образное
мышление,
мимику,
эмоциональную
отзывчивость.
Формировать
слуховое
восприятие.
Побуждать
детей
использовать
22

«Я хороший»,
«Да и нет» В.Н.Петрушина.

различные эмоциональные выражения:
грустно, радостно, ласково, удивлённо
и.т.д.

Добиваться более лёгкого звучания;
развивать подвижность голоса.
Удерживать
интонацию
на
одном
повторяющемся
звуке;
точно
интонировать интервалы. Упражнять в
точной передаче ритмического рисунка
мелодии хлопками во время пения.

5.
Упражнения
распевания.

для

Повысить жизненный тонус, настроение
детей, уметь раскрепощаться.

1. «Стрекоза и рыбка»
2. «Кот и петух» А.Евтодьевой

Продолжать побуждать детей петь
естественным голосом, без напряжения,
правильно
брать
дыхание
между
музыкальными фразами, и перед началом
пения.
Чисто
интонировать
диапазоне.

в

заданном

Закреплять
навыки
хорового
и
индивидуального выразительного пения.
Формировать сценическую культуру.
6. Пение.

Продолжать побуждать детей работать с
микрофоном.

1. «Лошадка» (амер. нар.песня)
2.
«Что
Е.Гомоновой

такое

семья?»

Количество занятий -8
Май
Содержание работы

Задачи

1.

Освоение

Коммуникативная

Музыкальный материал

пространства,

установление
23

К «Приветствие»

игра-приветствие.

контактов, психологическая настройка на
работу.

Модель И. Евдокимовой.
2. «Здравствуйте» Картушина.

2. Артикуляционная
гимнастика по системе
В. Емельянова.

Закреплять
работу
по
развитию
певческого
голоса,
способствовать
правильному звукообразованию, охране
и
укреплению
здоровья
детей.
Подготовить речевой аппарат к работе
над развитием голоса.

«Прогулка» М. Лазарев.

Закреплять умение выстраивать голосом
звуковую линию;
3. Интонационно­
фонетические
упражнения.

4. Скороговорки, стихи.

Закреплять умение детей соотносить
своё пение с показом рук, добиваясь при
этом
осмысленного,
эстетичного,
выразительного
и
разнообразного
музыкального действия. Использовать
карточки
для работы
руками
по
извлечению звука.

Голосовая разминка: «Весна»,
Модель Т.Боровик

Закреплять
умение
детей
чётко
проговаривать текст, включая в работу
артикуляционный аппарат; Развивать
образное
мышление,
мимику,
эмоциональную
отзывчивость..
Использовать различные эмоциональные
выражения: грустно, радостно, ласково,
удивлённо и.т.д.
Проговаривание
попевок.
Повысить жизненный тонус, настроение
детей, эмоциональное благополучие,
уметь
раскрепощаться.
Закреплять
вокальные навыки детей.

Совершенствовать вокальные навыки:
1. Петь
естественным
напряжения;

звуком

24

без

текста

Знакомый репертуар.

песен,

5. Упражнения
распевания.

6. Пение.

для

2. Чисто интонировать в удобном
диапазоне;
3. Петь а капелла, под аккомпанемент,
под фонограмму;
4. Слышать и оценивать правильное и
неправильное пение;
5. Самостоятельно попадать в тонику;
6. Самостоятельно использовать навыки
исполнительского
мастерства,
сценической культуры.

«Только смеяться»,
«Я хороший»,
Знакомый репертуар.

1. «Любимый
К. Костина
«В
самый
Н.Разуваевой.

детский

сад»

первый

Количество занятий - 8

План выступлений вокального кружка «Домисолька»

Осенний праздник

Ноябрь

Новогодний праздник

Декабрь

Выступление для детей младших групп

Январь

Концерт для пап

Февраль

Выступление на утреннике «Мамина радость»

Март

Выступление для детей младших групп

Апрель

Выступление на выпускном утреннике

Май

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Беседа о музыке, о музыкальных инструментах. Различать музыкальные
инструменты по тембру. Дать детям понятие, что такое вокальная и
инструментальная музыка, о выразительных средствах ее передачи. Используется
беседа, рассматривание музыкальных инструментов.
2. Знакомство с симфоническим оркестром. Прослушивание аудиокассеты с
записями музыкальных инструментов симфонического оркестра.
3. Понятие о высоких и низких звуках. Нетрадиционное занятие «Путешествие в
сказочную страну».
4. Песенно-игровое творчество. Музыкально-дидактические игры.
5. Обучение игре на музыкальных инструментах. Использовать ознакомление,
восприятие музыкальных произведений для игры.
25

раз»

Музыкальный репертуар для старшего возраста (6-7 лет)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

«Осенняя песенка» - муз. Д. Васильев - Буглай.
«Песенка о гамме» - муз. Г. Струве
«Колыбельная медведицы» - муз. Е. Крылатова.
«Пестрый колпачок» - муз. Г. Струве.
«Гусята» - англ. нар. песня.
«Во кузнеце» - рус. нар. песня.
«Слон и скрипочка» - муз. О. Юдахиной.
«Песня о России» - муз. Г. Струве.
«Наследие России» - муз. И. Гомоновой.
«Песенка про жирафа» - муз. Ю. Чичкова.
«Сонная песенка» - муз. Р. Паулса.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА ПОСЕЩАЮЩЕГО
ВОКАЛЬНУЮ СТУДИЮ « ДОМИСОЛЬКА»
Любит петь, эмоционально передает в пении общий характер песни, смену ярких
интонаций. Выразительно исполняет песню.
1. Владеет основами звуковедения, интонирования, певческого дыхания.
2. Проявляет себя в творческих песенных импровизациях.
3. Передает
характер
пьесы,
используя
различные
музыкальной выразительности

средства

Оценка результатов:
4 балла - Всегда самостоятельно, 3 балла - Обычно самостоятельно, иногда необходима
помощь взрослого, 2 балла - Почти всегда требуется помощь взрослого, 1 балл - Часто не
выполняет даже после оказания взрослым помощи.
Уровень: 1 - низкий, 2 - средний, 3 - выше среднего, 4 - высокий.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к
вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно
передавать мелодию в пределахре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по
высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят
и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения.
Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без
напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно
пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без
помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не
отставая, и не опережая друг друга.

26

3.2 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ УМЕНИЙ

№ п/п П оказат ели (знания, ум ения, навыки)

Оценка/б
0

1.

Качественное исполнение знакомых песен.

2.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3.

Умение импровизировать

4.

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

5.

Навыки выразительной дикции

О - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно

27

н

с

в

3.3 ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Знакомство с музыкой, с музыкальными произведениями будет проводиться в
форме беседы, рассматривание иллюстраций, детских музыкальных инструментов.
2. Знакомство с симфоническим оркестром будет сопровождаться записью
музыкального произведения, музыкальной сказкой.
3. Понятие о высоких и низких звуках. Нетрадиционное занятие «Путешествие в
сказочную страну».
4. Песенно-игровое творчество, используются музыкально-дидактические игры.
5. При обучении игре на детских музыкальных инструментах будут использоваться
попевки, музыкально-дидактические игры, фланелеграф, карточки.
6. Разучивание песен. Поэтапное разучивание с использованием дыхательной,
пальчиковой, артикуляционной гимнастики, использование приемов правильного
звукоизвлечения, звукопроизношения.
7. Концерт.
Контрольные занятия будут проводиться в виде беседы.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании
песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
2. Фланелеграф - при разучивании песен, при обучении игре на детских
музыкальных инструментах, при знакомстве детей с низкими и высокими звуками.
3. Мольберт - знакомство с нотами, звуками.
4. Комплекс дыхательной гимнастики Чарели - при работе над песней.
5. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет
мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных
инструментах.
6. Комплекс точечного массажа используется для профилактики расстройств голоса и
заболеваний верхних дыхательных путей.
7. Программы, сценарии концертов.
8. Сборники песен, попевок.
9. Музыкальные произведения для разучивания с детьми на музыкальных
инструментах.
10. Магнитофон, аудиокассеты, CD-диски - фонограммы используются на занятиях,
развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.

28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
3. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей
дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», Санкт - Петербург, 2010.
4.

Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. - М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2010.

5. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение,
1982г.
6. Кононова Н.Г. Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных
инструментах. М. Просвещение, 1980г.
7. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и
дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
8. Меркулова Л.Р. Малыши в оркестре. Песни и пьесы для детского оркестра. М.
«Музыка», 1999г.
9. Метлов Н.А. Музыка - детям. М. Просвещение, 19895г.
10. Новикова Т.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2000г.
11. Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
12. Пегушина 3. Развитие певческих навыков у детей. Дошкольное воспитание № 9,
1988г.
13. Радынова О.П. Слушаем музыку. М. Просвещение, 1990г.
14. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. Просвещение, 1984г.
15. Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. М. Музыка, 2004г.
16. Струве Г. А. Ступеньки музыкальной грамотности. Санкт - Петербург. Лань, 1999г.
17. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.
18. Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально - развивающих игр по обучению детей
дошкольного возраста музыкальной грамоте. М. ГНОМ и Д, 2002г.

29

ПРИЛОЖ ЕНИЕ 1

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
1. Слегка прикусить язык зубами. (4 раза)
2. Высовывать язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и
все, более далеко отстоящие поверхности.
3. Покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его.

(4 )
4. Сделать языком круговое движение между губами и зубами (4), то же в другую
сторону.
5. Упереться языком в верхнюю губу. В нижнюю губу, в правую и левую щеки,
пытаясь как бы протолкнуть их насквозь.
6. Пощелкивание языком, изменяя форму рта. Произвольно произносить более низкие
или высокие звуки - щелчки.
7. Пройти по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым
разминающим массажем.
8. Пройти по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев.
Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загоралось».
9. Помассажировать пальцами челюстно-височные суставы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КОМПЛЕКС ЛЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ Э.М. ЧАРЕЛИ

( гимнастика проводится стоя или сидя, при этом сохраняется осанка -развернутые
плечи, прямая спина, подобранный живот, вдохнеглубокий.)
Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице - вдох. На выдохе
постукивать по ноздрям. (5)
Е Рот закрыт. Сделать вдох и выдох через правую и левую ноздрю, закрывая ее
поочередно указательным пальцем. (5)
2. Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом. (5)
3. На вдохе носом оказывать сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья
носа. (5)
4. Рот открыт, язык поднят к верхнему небу. Подышать через нос.
5. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно протянуть звук «ммммммммм»
одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. (5)
6. Закрыть нос пальцами и сосчитать до 10, то же повторить с открытым носом.
7. Массаж нижней челюсти: обеими руками массажировать нижнюю челюсть по
направлению от центра к ушам.
8. Массаж горла: поочередно гладить горло то левой, то правой рукой.
9. Энергично произносить «п - б», «п - б», произношение этих звуков укрепляет
мышцы языка.
10. Энергично произносить «т - д», «т - д».
11. Несколько раз зевнуть. Зевание стимулирует не только весь гортанно - глоточный
аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
30

ПРИЛОЖ ЕНИЕ 3

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Младшая и средняя группа
Большой и маленький.
Подняться на носки, вытянуть руки вверх. Со звуком у-х-х присесть, обхватить голени и
подтянуть голову к коленям.
Паровоз.
Двигаясь по комнате, имитировать движения колес паровоза и произносить чух-чух, меняя
громкость и скорость.
Гуси летят.
Медленно ходить, имитируя полет. На вдохе поднять руки, на выдохе — опустить (8— 10
раз), со звуком г-у-у.
Дровосек.
Руки сложить топориком и поднять вверх, затем резко наклонить туловище и прорезать
пространство между ног (5— 8 раз), произнести б-а-х.
Часы.
Со звуком тик наклониться в левую сторону, со звуком так - в правую ( 4 - 5 раз).
Старшая группа
Погреемся.
Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть
ладонями по плечам, произнеся у-х-х! (8— 10 раз).
Мельница.
Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими со звуком ж-р-р, увеличивая скорость (6—
7 раз).
Сердитый ежик.
Присесть ниже, обхватить голени, опустить голову, произнести звук ф-р-р (3— 5 раз).
Лягушонок.
Слегка присесть и сделать прыжок с продвижением вперед. На выдохе произнести к-в-а-ак.
Заблудился в лесу.
Сделать вдох, на выдохе про кр и чат ъау-у.
Великан и карлик.
Поднять руки вверх и потянуться, сделав вдох. Расслабленно опустить руки до самого
пола, глубоко выдохнув.
Подготовительная к школе группа
31

Часы.
Размахивая прямыми руками вперед-назад, произнести тик-так (10— 12 раз).
Ловим комара.
Направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать руками в местах, где он может
находиться (4— 5 раз).
Косарь.
Имитировать движения косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со
звуком ж-у-х (5— 8 раз).
Трубач.
Воображаемую трубу поднести к губам и, нажимая на клавиши, произносить звуки ту-туту (15— 20 с ).
Будильник.
Сесть на пол, скрестив ноги. Обхватить голову руками и делать ритмичные движения из
стороны в сторону со словами тик-так. Через 3— 4 раза вытягивать голову вперед,
имитируя движения кукушки, и произносить ку-ку.
Насос.
Резко наклониться 2— 3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками и произнося звук с-сс (по б— 8 раз в каждую сторону).

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
ЛЮ БИМЫЙ НОСИК
Ц ель: научить детей дыханию через нос, профилактике
заболеваний верхних дыхательных путей.

А сейчас без промедления
Мы разучим упражнения,
Их, друзья, не забывайте
И почаще повторяйте.

1. Погладить свой нос от крыльев к переносице — вдох, обратно — выдох (5 раз).
Вдох — погладь свой нос
От крыльев к переносице.
Выдох — и обратно
Пальцы наши просятся.
32

2. Сделать вдох левой ноздрей; правая — закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая
закрыта (5 раз).
Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою.
Попеременно ноздри при этом закрывай.
Сиди красиво, ровно, спинка — прямо.
И насморк скоро убежит, ты так и знай!

3. Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая
указательными пальцами по крыльям носа (3 раза).
Дай носу подышать, На выдохе мычи.
Звук [м] мечтательно пропеть старайся,
По крыльям носа пальцами стучи
И радостно при этом улыбайся.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
(проводятся во всех группах)
Артикуляционная гимнастика
Трактор.
Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость и длительность (укрепляем мышцы
языка).
Стрельба.
Стрелять из воображаемого пистолета: высунув язык, энергично произнести к-г-кг(укрепляем мышцы полости глотки).
Фейерверк.
В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки, и рассыпается фейерверк разноцветных огней.
Энергично произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ).
Несколько раз зевнуть и потянуться. (Упражнение стимулирует гортанно-глоточный
аппарат, деятельность головного мозга и снимает стрессовые состояния).
Гудок парохода.
Набрать воздух через нос, задержать на 1—2 с и выдохнуть через рот со звуком у-уу, сложив губы трубочкой.
Упрямый ослик.
Выбираются ослики и погонщики.
33

Ослики бегут и останавливаются. Погонщики уговаривают осликов, а те начинают
кричатьй-а-й-а(укрепляем связки гортани).
Плакса.
Имитируем плач, произнося ы-ы-ы(звук [ы] снимает усталость головного мозга).
КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА
Лошадка.
Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише. Скорость движения лошадки то
увеличиваем, то снижаем
(20— 30 с).
Ворона.
Произнести протяжно ка-а-а-ар (5— 6 раз), поворачивая голову или поднимая ее. Громко
каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым ртом
( 6 - 7 раз).
Змеиный язычок.
Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до
подбородка (6 раз).
Зевота.
Расслабиться, опустить голову, широко
произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позевать

раскрыть

рот.

Не

закрывая

его,

вслух

(5— 6 раз).
Веселые плакальщики.
Имитировать плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом, без выдоха (30— 40 с).
Смешинка.
Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурить, губы
раздвинуть и произнести ха-ха-ха, хи-хи-хи - звуком так — в правую (4— 5 раз).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Музыкально - дидактические игры для детей дошкольного возраста
Веселые матрешки
Программное содержание:
Учить детей различать звуки по высоте.
Игровые пособия:
Матрешки трех величин по числу играющих.
Музыкально-дидактический материал:
34

Металлофон.
Ход игры:
Воспитатель играет на металлофоне, когда звук низкий - танцуют маленькие матрешки,
высокий - высокие, средний - средние.
Какой инструмент звучит
Программное содержание:
Учить детей различать тембр музыкальных инструментов.
Игровые пособия: Карточки с изображением музыкальных инструментов.
Музыкально-дидактический материал:
Детские музыкальные инструменты.
Ход игры:
Дети разделены на пары (тройки) перед каждой парой лежит набор карточек. Воспитатель
за ширмой играет на инструменте, дети поднимают ту карточку, на которой изображен
звучащий инструмент.
Колокольчики
Программное содержание:
Учить детей различать силу звучания.
Игровые пособия:
Наборы колокольчиков разной величины.
Ход игры:
Педагог играет на фортепиано, меняя силу звучания. Дети поднимаю колокольчики в
зависимости от того, как звучит инструмент. На громкое звучание поднимают вверх
большие колокольчики, на тихое - маленькие, на умеренно громкое - средние.
Угадай-ка
Программное содержание:
Учить детей различать длительность звуков.
Игровые пособия:
Вырезанные из бумаги круги большие и маленькие черного и белого цветов по количеству
игроков.
Музыкально-дидактический материал:
Бубен или барабан.
Ход игры:
Дети делятся на две команды. В руках у первой - большие круги белого цвета, у второй маленькие черные. При исполнении долгих звуков вверх поднимаются белые круги,
35

коротких - черные. Педагог многократно без остановок изменяет длительность звучания и
следит за правильной реакцией детей.
Прогулка
П рограм м ное содержание:
Различать спокойный и бодрый характер музыкальных произведений.
Музыкально-дидактический материал: «Погуляем» Т.Ломовой, «Марш» Э. Парлова.
Ход игры:
Дети делятся на две команды. При исполнении произведения спокойного характера по
коленям хлопает одна команда, под бодрое произведение вторая команда хлопает в
ладоши.
Море и ручеёк
П рограм м ное содержание:Учить детей различать темп музыки.
Игровые пособия:Наборы картинок с изображением волн моря и ручейка.
Музыкально-дидактический материал:«Бег» Е.Тиличеевой, «Французская мелодия»
обр. А.Александрова.
Ход игры:
При исполнении произведения быстрого темпа дети поднимают картинки с изображением
ручейка, медленного - с изображением моря.
2-й вариант. При звучании произведения медленного характера дети двигаются, выполняя
плавные движения, изображая волны, быстрого - двигаются, импровизируя течение
ручейка.
3-й вариант. Дети встают в два круга. Команда «море» при звучании медленного
произведения поднимает и опускает сцепленные руки («волны»), при исполнении
быстрого произведения команда «ручеек» двигается по кругу легким бегом.

Три медведя
П рограм м ное содержание:Учить детей различать высоту звуков.
Игровые пособия:П лоскостное изображение медведей большого, среднего и маленького
размера на каждого ребенка.
Музыкально-дидактический материал:
«Мишка» М.Раухвергера.
Ход игры:
Когда произведение звучит в высоком регистре, выходят погулять медвежата, когда в
среднем - мамы - медведицы, в низком - папы - медведи. Последовательность
регистровых звучаний варьируется.
2-й вариант.
36

Дети изображают медведей, и каждый ребенок двигается в соответствии с заданной ему
ролью и под соответствующее звучание музыкального произведения.
Букеты
Программное содержание:
Учить детей различать длительность звуков.
Игровые пособия:
Цветы небольшого размера по два у каждого ребенка.
Музыкально-дидактический материал:
Бубен.
Ход игры:
Педагог играет долгие и короткие звуки в зависимости от звучания дети кивают
головками цветов или кружатся, подняв цветы над головой.
Лесная прогулка
Программное содержание:
Учить детей различать тембры звучания инструментов: барабана,бубна, погремушки.
Развивать музыкально-ритмическое чувство.
Игровые пособия:
Шапочки медведей, зайцев, белочек по количеству детей.
Музыкально - дидактический материал:
Барабан, бубен, погремушка.
Ход игры:
Детей делят на три группы и каждую группу располагают в своем домике. На звучание
погремушки выходят гулять белочки, барабана - медведи, бубна - зайчики. На лесной
полянке звери друг другу уступают и, как только сменится инструмент - стоят на месте
те, чей инструмент молчит. По окончании игры все прячутся в свои домики.

Кошки и мышки
П рограм м ное содержание:Учить детей различать громкие и тихие звуки.
Игровые пособия:Шапочки кошек и мышек по количеству детей группы.
Музыкально-дидактический материал:
Металлофон, любая плясовая мелодия.
Ход игры:
Дети делятся на две команды. Каждая живет в своем домике. Мышки выходят гулять под
тихие звуки, кошки - под громкие. Когда сила звучания меняется, мышки приседают
37

(прячутся), а кошки стоят на месте и оглядываются, в то время. Как мышки двигаются. По
команде педагога «лови» кошки начинают ловить мышек.
Козлята и Волк
П рограм м ное содержание:Учить детей различать
выразительности музыкальных произведений.

форму,

характер

и

средства

Игровые пособия:
Ш апочка - маска волка.
Музыкально-дидактический материал:
«Козлята», «Волк» Т.Ломовой.
Ход игры:
Под музыку «Козлята» дети резвятся, как только начинает звучать произведение «Волк»,
выбегает волк (ребенок в шапочке - маске волка) и ловит козлят.
Ах, как песенку поём!
Программное содержание:
Учить детей различать и правильно передавать ритмический рисунок песен.
Музыкально-дидактический
материал:
Детские музыкальные инструменты, мелодии знакомых песен.
Ход игры:
Педагог предлагает воспроизвести на детском музыкальном инструменте (металлофоне,
бубне, барабане) ритмический рисунок знакомой песни, дети угадывают и вместе поют
песню.
Бабочки
Программное содержание:
Учить детей различать и передавать в движении темп музыкального произведения.
Музыкально-дидактический материал:
Металлофон.
Ход игры:
Под быстрое звучание металлофона дети летают как бабочки, а под медленное - кружатся.
Несколько раз упражнение повторяется с последовательной сменой звучания, затем
педагог говорит. Что будет загадывать бабочкам музыкальные загадки: играть несколько
раз быстро, а один - медленно и наоборот, а бабочки должны разгадать музыкальные
загадки.
Барабан и погремушка
Программное содержание:
38

Учить детей различать тембр, названия
ритмический рисунок произведения.

музыкальных

инструментов,

передавать

Игровые пособия:
Барабаны и погремушки.
Музыкально-дидактический материал:
«Барабан» Д.Кабалевский, «Погремушка» В.Тиличеева.
Ход игры:
Когда исполняется произведение «Барабан» дети играют на барабане, передавая
ритмический рисунок или отмечая сильную долю, когда звучит произведение
«Погремушка» - играют на погремушках.
О ркестр
Программное содержание:
Учить детей узнавать звучание инструментов симфонического оркестра.
Игровые пособия:
Карточки с изображениями инструментов симфонического оркестра.
Музыкально-дидактический материал:
«Беседы о музыкальных инструментах» из программы О.П. Радыновой «Музыкальные
шедевры».
Ход игры:
Детям предлагается прослушать отрывок из музыкального произведения и поднять
карточку с изображением звучащего инструмента.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».