Спортивные бальные танцы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №33

ПРИНЯТА:
Педагогическим советом
МАДОУ № 33
Протокол № 1 от «31 »августа 2022г.

МАДОУ № 33
Ф от «31» августа 2022г.
УО. А. Лаврова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
для детей старшего дошкольного возраста (3-7 лет)
«Спортивные бальные танцы»
(срок реализации 3 года)

Составитель: Лоншакова В.О.,
музыкальный руководитель

г. Екатеринбург, 2022

2

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Пояснительная записка............................................................................................

3

ЕЕ

Направленность программы .................................................................................

3

Е2.

Актуальность и педагогическая целесообразность програм м ы ...............

3

ЕЗ.

Новизна и отличительные особенности программы........................................

4

Е4.

Цель и задачи программы.......................................................................................

4

Е5.

Срок реализации, возраст обучаю щ ихся...........................................................

4

Е6.

Форма и режим занятий..........................................................................................

4

Е7.

Прогнозируемый результат и методы его определения...............................

5

2.

Учебно-тематический план 1-го года обучения.............................................

7

3.

Содержание программы 1-го года обучен и я....................................................

8

4.

Учебно-тематический план 2-го года обучения................................................

10

5.

Содержание программы 2-го года обучен и я....................................................

11

6.

Учебно-тематический план 3-го года обучения................................................

13

^

Содержание программы 3-го года обучен и я....................................................

13

8.

Методическое обеспечение программы..............................................................

15

8.1.

1-го года обучения.....................................................................................................

18

8.2.

2-го года обучения....................................................................................................

19

8.3.

3-го года обучения.....................................................................................................

19

Список литературы ..................................................................................................

20

1.

9.

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
программы
(дополнительной общеразвивающей программы) Спортивные бальные танцы физкультурно-спортивная.
Бальный танец в настоящее время - это один из наиболее массовых и быстро
развивающихся видов спорта и хореографического искусства. На протяжении последнего
десятилетия интерес к спортивному бальному танцу неуклонно возрастал, делая данный
вид танца привлекательным и интересным как для взрослых, так и для детей.
Кружок бального танца является общедоступной и массовой формой занятий,
приобщая, таким образом, обучающихся к искусству танца, эстетике движения под музыку
и этике отношений с противоположным полом.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения значительная роль
принадлежит современной хореографии. Её синтетичность, неразрывная связь с музыкой и
другими искусствами, эмоциональная и яркая образность, возникающие в её процессе
взаимоотношения выгодно выделяют танец среди других искусств.
Танцевальное воспитание детей предполагает не только приобретение ими навыков
и знаний в области современной хореографии, умение красиво и свободно двигаться,
танцевать, но и формирование их художественного вкуса, эстетическое и физическое
развитие. Занятия бальными танцами развивают фантазию и образную память детей,
обогащая их представление об искусстве.
Спортивные бальные танцы для дошкольников помогают развивать пластику,
координацию движения и осанку. Ребенок 4-6 лет, занимающийся бальными танцами,
развивает ножные мышцы и мышцы корпуса, пластику рук. Во время занятий работают все
группы мышц, что способствует развитию координации, устойчивости, позволяет ребенку
быть гибким, выносливым и ловким. При занятии бальными танцами, ребенок получает
правильное физическое развитие, у него улучшается работа сердечно-сосудистой и
дыхательной систем. Танцующие дети обладают ритмичностью, пластичностью, имеют
правильное дыхание. Занятия бальными танцами являются инструментом самовыражения,
а так же способствуют собранности и воспитание ответственности у ребенка.
Занятия танцем выполняют и другие важные функции: они развивают
наблюдательность учащихся, дисциплинируют, сплачивают их в дружный, объединенный
общими интересами коллектив, способствуют росту их общей культуры. В свою очередь
рост культуры поведения начинает сказываться не только во время занятий, но и в быту,
где приобретённые полезные навыки легко и естественно ими применяются. Дети
начинают понимать и чувствовать эстетику поведения в быту, подтянутость и вежливость
в отношениях с окружающими становятся нормой их поведения. Они заботливо следят за
своей внешностью, за чистотой, аккуратностью и изяществом своего костюма и причёски.
а?

4

Новизна и отличительные особенности программы
Новизна данной образовательной программы заключается в распределении учебного
материала в ходе занятий таким образом, чтобы на начальных этапах обучения сложный
материал непосредственно бальных танцев был органично связан с более легким и
интересным материалом диско-танцев, тем самым облегчая его восприятие и повышая
степень интереса обучающихся к занятиям бальными танцами.
Особенностью предлагаемой программы является то, что она является комплексной
- на занятиях помимо хореографии большое внимание уделяется общефизическому
развитию детей. Данная программа сочетает тренировочные упражнения и изучение
танцевального репертуара. Данная программа сочетается с занятиями сценического
искусства, музыки, помогает понять художественные связи всех жанров искусства.
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей обучающихся
посредством обучения спортивным бальным танцам, воспитание гармоничной, социально
активной личности.
Основные задачи программы
Обучающие:
знакомство с историей спортивных бальных танцев;
обучение технике исполнения спортивных бальных танцев.
Развивающие:
развитие хореографических способностей - гибкости тела, шага, легкости
прыжка и др.;
развитие навыков координации движений, формирование музыкально­
ритмической координации движений;
развитие
художественно-творческих
способностей
артистизма,
эмоциональности.
В осп итательные:
воспитание дисциплины, трудолюбия, чувства коллективизма;
-

воспитание силы, выносливости, укрепление нервной системы;
воспитание стремления к здоровому образу жизни.

Срок реализации, возраст обучающихся
Программа рассчитана на 3 года. Общая продолжительность реализации
дополнительной общеразвивающей программы составляет 108 часов (36 часов в год).
В студию принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья. Во время приема и формирования учебных групп проводится
первичная диагностика способностей обучающихся (знаний, умений, навыков и
музыкальных данных).
Возраст обучающихся: от 4 до 6 лет.
Форма и режим занятий
Форма проведения занятий - групповые занятия.
Занятия проводятся в следующем режиме: 2 раза в неделю по 30 минут (1 час в
неделю).

5

Для
детей
4-6
лет
продолжительность
непрерывной
образовательной деятельности составляет 30 минут.
Количество обучающихся в группах: 10- 15 человек.

непосредственно

Прогнозируемый результат и методы его определения
К концу 1-го года обучения обучающиеся должны
усвоить:
- позиции и положения рук, позиции ног;
-

правила постановки корпуса, рук, ног, головы;

-

правила исполнения изученных движений основ бального и классического танца;

- названия всех изученных видов движений;
- правила поведения в хореографическом зале, на сцене во время выступлений;
сформировать умение:
- выполнять упражнения для разминки;
- выполнять предусмотренные программой движения бального и классического
танца;
- выполнять все виды изученных движений в 1-й год обучения;
- запоминать и исполнять танцевальные комбинации самостоятельно и в группе.
К концу 2-го года обучения обучающиеся должны
усвоить:
- терминологию и правила исполнения изученных движений бального
классического танца;
- позиции рук и ног бального танца;
- движения: «шассе», «виск», «самба-ход на месте», «перемены», «правый
поворот», «спот-поворот», «Нью-Йорк»;
- понятия «гибкость» и «растяжка»;
сформировать умение:
- выполнять упражнения на гибкость и растяжку;
- выполнять предусмотренные программой упражнения бального танца;
- исполнять танцевальные движения соответственно характеру, соединения фигур.
- занимать нужные положения в пространстве и выполнять перестроения.
- выполнять
предусмотренные
программой
повороты
и
вращения,
комбинированные вращения в координации с руками и головой;
К концу 3-го года обучения обучающиеся должны
усвоить:
- названия и правила исполнения пройденных движений;
- движения : «четвертной поворот вправо», «лок-степ вперед», «смена мест справа
налево/слева направо», «звено», «удар бедром», «бота-фого с продвижением
вперед», «вольта с продвижением в теневой позиции»;
- характер и стилистические особенности исполнения танцевальных композиций.
сформировать умение:
выполнять предусмотренные программой движения бальных танцев в более сложной
координации;
- эмоционально исполнять танцевальные композиции.

6

Формы подведения итогов реализации программы
Для
отслеживания
динамики
освоения
данной
дополнительной
общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной деятельности
разработан педагогический мониторинг.
Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную
диагностику, а также промежуточную и итоговую аттестацию.
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года
(сентябрь) для определения уровня подготовки обучающихся и впервые поступивших
учеников. Форма проведения - собеседование.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного
занятия. Направлен на закрепление теоретического и практического материала по
изучаемой теме. Позволяет выявить уровень имеющихся знаний и на их основе строить
дальнейшее изучение материала. Форма контроля: опрос, беседа, обсуждение с детьми
правильности исполнения и демонстрация изученных движений.
Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится один раз„
в год (декабрь) на открытом занятии.
Формы контроля:
контрольные занятия;
открытые занятия для родителей и педагогов;
-

участие в концертах, конкурсах, фестивалях.

Итоговая аттестация проводится в конце обучения для демонстрации
достигнутого результата обучающемуся и его родителям в форме отчётного концерта.
Формы итоговой аттестации: открытый урок, отчётный концерт.
Крит ериями оценки освоения программы являются:

соответствие уровня теоретических знаний обучающихся программным
требованиям;
соответствие практической деятельности программным требованиям;
самостоятельность работы;
-

осмысленность действий;
уровень творческой активности учащегося: количество участия в концертах,
праздничных мероприятиях, конкурсах, др.
уровень творческой активности обучающегося: количество реализованных
проектов, выполненных самостоятельно на основе изученного материала.
Оценка результатов работы каждого обучающегося в конце учебного года
производится также в соответствии с таблицей критериев уровня освоения программного
материала. _

7

Крит ерии уровня освоения программного материала:
Низкий
уровень

Средний
уровень

Высокий
уровень

№

Учебный материал усваивается бессистемно. Обучающейся овладел
менее '/г объема теоретических знаний и практических умений, навыков,
предусмотренных программой. Работоспособность крайне низкая.
Есть недостатки также в личностных качествах: ребёнок эмоционально
неустойчив, проявляет недоверие к окружающим, боится общения. Часто
наблюдаются негативные реакции на просьбы взрослых, капризы.
Ребёнок овладел не менее '/2 объема теоретических знаний и практических
умений, навыков, предусмотренных программой.
Личностные качества соответствуют «средним», «нормальным»: у
ребёнка преобладает эмоционально-положительное настроение, приветлив с
окружающими, проявляет активный интерес к словам и действиям
сверстников и взрослых.
Обучающейся показывает высокий уровень знаний теоретического
материала, овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными
программой. Осваивает задания повышенной трудности. Проявляет
активный интерес к творчеству.
Личностные характеристики соответствуют нормам поведения детей
данного возраста: ребёнок сохраняет жизнерадостное настроение, проявляет
активность.
^

Название темы

1
2

Вводное занятие
Коллективно порядковые
упражнения

3

Тренировочные упражнения

4

Изучение
танцевальных
соединений фигур

и

Учебно-тематический план
1 год обучения
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
1
ритмические
7
10
3

элементов

5

Подготовка концертных выступлений на
основе разучиваемых танцев

6

Итоговые занятия

10

4

6

10

4

6

4

2

2

1

-

1

и

Всего:

36

14

22

Форма
контроля
Собеседование
Обсуждение и
демонстрация
упражнений
Опрос и
демонстрация
упражнений
Открытое
занятие для
родителей и
педагогов
Контрольное
занятие
Отчетный
концерт

8

Содержание программы
1 год обучения
1.
Вводное занятие
Теория. Знакомство с обучающимися, постановка цели и задач на год, правила
техники безопасности, правила поведения в хореографическом зале, на сцене во время
выступлений.
Беседа о спортивном бальном танце.
Практика. Разучивание упражнений для разминки; адаптационные игры.
2.
Коллективно порядковые и ритмические упражнения
Теория. Знакомство с правилами ориентации в танцевальном зале: по линии танца, к
центру, к стене, диагонально к стене и к центру, против линии танца.
Передвижение в танцевальном зале в различных направлениях.
Учащиеся во время обучения получают представление о том, как танцевальные
движения выражают внутренний мир человека; что красота танца - это совершенство
движений и линий человеческого тела, выразительность, лёгкость, сила, грация.
Практика. Выполнение коллективно порядковых и ритмических упражнений.
3.
Тренировочные упражнения
Теория. Правила выполнения тренировочных упражнений.
Практика. Выполнение тренировочных упражнений.
Постановка корпуса, рук, ног, головы.
Позиции ног (1-6).
Позиции рук (подготовительная, 1-я, 2-я, 3-я).
Деми плие и гранд плие (по 1-й, 2-й, 3-й, 6-й позициям).
Батман тандю (по 1-й, 3-й позициям вперёд, в сторону, назад).
Батман тандю с деми плие (по 1-1, 3-й позициям вперёд, в сторону, назад).
Батман тандю с сокращением стопы(по 1-й, 3-й позициям вперёд, в сторону, назад).
Батман тандю жете (по 1-й, 3-й позициям вперёд, в сторону, назад).
Батман тандю жете с сокращением стопы в воздухе (по 1-й, 3-й позициям вперёд, в
сторону, назад).
Релеве (по 1-й, 2-й,3-й, 6-й позициям вперёд, в сторону, назад).
Прыжки (по 1-й, 2-й,3-й, 6-й позициям вперёд, в сторону, назад):
соте (прыжок без перемены позиции);
эшапиэ (прыжок из позиции в позицию);
шанжман де пье (прыжок с переменой ног в воздухе).
Элементы танцев в современных ритмах (в порядке изучения программы и по
усмотрению педагога).
Координационные упражнения для рук, шеи, головы, плеч и корпуса в различных
направлениях.
Упражнения для рук:
отведение рук рывком вверх, вниз, в сторону;
вращение кистей, предплечий, всей руки в разных плоскостях.
Упражнения для шеи:
наклоны головы вперёд, назад, в сторону;
повороты головы в сторону;

9

вращательные движения головы.
Упражнения для плеч:
поднимание и опускание плеч;
выдвижение плеч вперёд и назад;
вращательные движения плечами.
Упражнения для корпуса;
повороты корпуса в стороны;
наклоны корпуса вперёд, назад, в стороны;
смещение верхней части корпуса вперёд, назад, в стороны;
вращательные движения корпуса.
Упражнения для бёдер:
смещение бёдер вперёд, назад, в стороны при неподвижной верхней части
корпуса;
вращательные движения бёдер.
4.
Изучение танцевальных элементов и соединений фигур
Теория. Правила выполнения танцевальных элементов и соединений фигур.
Практика. Отработка навыков выполнения танцевальных элементов и соединений
фигур.
Утята. Муз. размер 4/4.
Открытое положение. Основные движения:
основной ход вперёд и назад;
левый поворот, правый поворот.
Соединение фигур.
Полька. Муз. размер 4/4.
Закрытое положение. Открытое положение. Основные движения:
галоп;
хлопушки;
каблучные.
Соединение фигур.
Вару-вару. Муз. размер 2/4.
Открытое положение. Закрытое движение. Основные движения:
шаг - приставка;
прыжки;
хлопушки;
шаг - поворот.
Соединение фигур.
Стирка. Муз. размер 2/4.
Открытое положение. Основные движения:
стираем;
полощем;
выжимаем;
встряхиваем;
. развешиваем;
устали.
Медленный вальс. Муз. размер 3/4.

10

Закрытое положение. Основные движения:
маленький квадратик
большой квадратик
перемена правая, левая;
Соединение фигур.
Ча - ча - ча. Муз. размер 4/4.
Закрытое положение. Основные движения:
основное движение вперёд и назад;
”чек” ;
’’шоссе”.
Соединение фигур. Несложные композиции.
Соединение фигур.
5.
Подготовка концертных выступлений на основе разучиваемых танцев
Теория. Образ в танцевальной композиции.
Практика. При постановке номеров используются только те движения и
танцевальные элементы, которые уже были изучены и отработаны детьми.
6.
Итоговые занятия
Практика. Подведение итогов обучения за год. ко н тр о л ьн ы е занятия, открытые.,
занятия для родителей и педагогов.

Учебно-тематический план
2 год обучения
№
1
2

3

4

Количество часов
Теория
Всего
Практика
2
1
1

Название темы
Вводное занятие
Коллективно
порядковые
упражнения

и

ритмические
20

6

14

20

8

12

20

8

12

8

4

4

4

-

2

72

27

45

Тренировочные упражнения

Изучение танцевальных элементов и соединений
фигур

5

Подготовка концертных выступлений на основе
разучиваемых танцев

6

Итоговые занятия
Всего:

Форма
контроля
Собеседование
Обсуждение и
демонстрация
упражнений
Опрос и
демонстрация
упражнений
Открытое
занятие для
родителей и
педагогов
Контрольное
занятие
Отчетный
концерт

11

Содержание программы
2 год обучения

1. Вводное занятие
Теория. Постановка цели и задач на год, правила техники безопасности, правила
поведения в хореографическом зале, на сцене во время выступлений.
Практика. Повторение упражнений для разминки; адаптационные игры.
2. Коллективно порядковые и ритмические упражнения
Теория. Особое внимание уделить при работе с учащимися над артистичностью и
созданием образа в танце. Выработать правильную, красивую осанку; умение легко
передвигаться по паркету, “держать спину”.
На занятиях, в общении с музыкой и танцем помочь преодолеть возрастные
комплексы.
В программе усиливается познавательная деятельность за счёт систематического
проведения бесед о хореографии и современных танцах, использования наглядных
пособий, технических средств, посещение концертов и конкурсов.
Практика. Выполнение коллективно порядковых и ритмических упражнений.
3.
Тренировочные упражнения
Теория. Повторение правил выполнения тренировочных упражнений.
Практика. Выполнение тренировочных упражнений.
Постановка корпуса, рук, ног, головы.
Позиции ног (1-6).
Позиции рук (подготовительная, 1-я, 2-я, 3-я).
Деми плие и гранд плие (по 1-й, 2-й, 3-й, 6-й позициям).
Батман тандю (по 1-й, 3-й позициям вперёд, в сторону, назад).
Батман тандю с деми плие (по 1-1, 3-й позициям вперёд, в сторону, назад).
Батман тандю с сокращением стопы(по 1-й, 3-й позициям вперёд, в сторону, назад).
Батман тандю жете (по 1-й, 3-й позициям вперёд, в сторону, назад).
Батман тандю жете с сокращением стопы в воздухе (по 1-й, 3-й позициям вперёд, в
сторону, назад).
Релеве (по 1-й, 2-й,3-й, 6-й позициям вперёд, в сторону, назад).
Прыжки (по 1-й, 2-й,3-й, 6-й позициям вперёд, в сторону, назад):
соте (прыжок без перемены позиции);
эшапиэ (прыжок из позиции в позицию);
шанжман де пье (прыжок с переменой ног в воздухе).
Элементы танцев в современных ритмах (в порядке изучения программы и по
усмотрению педагога).
Координационные упражнения для рук, шеи, головы, плеч и корпуса в различных
направлениях.
Упражнения для рук:
отведение рук рывком вверх, вниз, в сторону;
вращение кистей, предплечий, всей руки в разных плоскостях.
Упражнения для шеи:
наклоны головы вперёд, назад, в сторону;

12

повороты головы в сторону;
вращательные движения головы.
Упражнения для плеч:
поднимание и опускание плеч;
выдвижение плеч вперёд и назад;
вращательные движения плечами.
Упражнения для корпуса;
повороты корпуса в стороны;
наклоны корпуса вперёд, назад, в стороны;
смещение верхней части корпуса вперёд, назад, в стороны;
вращательные движения корпуса.
Упражнения для бёдер:
смещение бёдер вперёд, назад, в стороны при неподвижной верхней части
корпуса;
вращательные движения бёдер.
4.
Изучение танцевальных элементов и соединений фигур
Теория. Правила выполнения танцевальных элементов и соединений фигур.
Практика. Отработка навыков выполнения танцевальных элементов и соединений
фигур.
Медленный вальс. Муз. размер 3/4.
Основные движения:
перемены вперед
перемены назад
правый поворот ( 1-я и 2-я часть)
Соединение фигур.
Самба. Муз. размер 2/4.
Основные движения:
основное движение на месте;
виск;
самба ход;
Соединение фигур.
Ча-Ча-Ча. Муз. размер 4/4.
Основные движения:
спот повороты влево и вправо
тайм степ
Нью-Йорк (в позицию бок о бок слева и справа)
Джайв. Муз. размер 2/4.
Основные движения:
’’шассе”;
основной ход на месте;
Соединение фигур.
Подготовка концертных выступлений на основе разучиваемых танцев
5.
Теория. Образ в танцевальной композиции.
Практика. При постановке номеров используются только те движения
танцевальные элементы, которые уже были изучены и отработаны детьми.

и

13

6.
Итоговые занятия
Практика. Подведение итогов обучения, кон трольн ы е занятия, открытые занятия
для родителей и педагогов.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№
1
2

3

4

5
6

Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
1
1

Название темы
Вводное занятие
Коллективно
порядковые
упражнения

и

ритмические
20

6

14

20

8

12

20

8

12

8

4

4

4

-

2

72

27

45

Тренировочные упражнения

Изучение танцевальных элементов и соединений
фигур

Подготовка концертных выступлений на основе
разучиваемых танцев
Итоговые занятия
Всего:

Форма
контроля
Собеседование
Обсуждение и
демонстрация
упражнений
Опрос и
демонстрация
упражнений
Открытое
занятие для
родителей и
педагогов
Контрольное
занятие
Отчетный
концерт

Содержание программы
3 год обучения
1.
Вводное занятие
Теория. Постановка цели и задач на год, правила техники безопасности, правила
поведения в хореографическом зале, на сцене во время выступлений.
Практика. Повторение упражнений для разминки; адаптационные игры.
2.
Коллективно порядковые и ритмические упражнения
Теория. Выработать правильную, красивую осанку; умение легко передвигаться по
паркету, “держать спину”.
На занятиях, в общении с музыкой и танцем помочь преодолеть возрастные
комплексы, уменьшить конфликты и сделать отношения мальчиков и девочек
доброжелательными и бережными.
В программе усиливается познавательная деятельность использования наглядных
пособий, технических средств, посещение концертов и конкурсов.
Практика. Выполнение коллективно порядковых и ритмических упражнений.
3.
Тренировочные упражнения

14

Теория. Повторение правил выполнения тренировочных упражнений.
Практика. Выполнение тренировочных упражнений.

Постановка корпуса, рук, ног, головы.
Позиции ног (1-6).
Элементы танцев в современных ритмах (в порядке изучения программы и по
усмотрению педагога).
Координационные упражнения для рук, шеи, головы, плеч и корпуса в различных
направлениях.
Упражнения для рук:
отведение рук рывком вверх, вниз, в сторону;
вращение кистей, предплечий, всей руки в разных плоскостях.
Упражнения для шеи:
наклоны головы вперёд, назад, в сторону;
повороты головы в сторону;
вращательные движения головы.
Упражнения для плеч:
поднимание и опускание плеч;
выдвижение плеч вперёд и назад;
вращательные движения плечами.
Упражнения для корпуса;
повороты корпуса в стороны;
наклоны корпуса вперёд, назад, в стороны;
смещение верхней части корпуса вперёд, назад, в стороны;
вращательные движения корпуса.
Упражнения для бёдер:
смещение бёдер вперёд, назад, в стороны при неподвижной верхней части
корпуса;
вращательные движения бёдер.
4.
Изучение танцевальных элементов и соединений фигур
Теория. Правила выполнения танцевальных элементов и соединений фигур.
Практика. Отработка навыков выполнения танцевальных элементов и соединений
фигур.
Квик-степ. Муз. размер: 4/4.
Основные движения:
четвертной поворот вправо
лок-степ вперед
Самба. Муз. размер 2/4
Основные движения:
бота-фого с продвижением вперед
вольта с продвижением в теневой позиции
Джайв. Муз. размер: 4/4
Основные движения:
смена мест справ налево/слева направо
звено
' удар бедром

15

5. Подготовка концертных выступлений на основе разучиваемых танцев
Теория. Образ в танцевальной композиции. Парное танцевание. Ведение партнерши
в движении.
Практика. При постановке номеров используются только те движения и
танцевальные элементы, которые уже были изучены и отработаны детьми.
6. Итоговые занятия
Практика. Подведение итогов обучения. К онтрольны е занятия, открытые занятия
для родителей и педагогов.
Методическое обеспечение программы
Организационная модель образовательного процесса блочная (работа с чередованием
предметных областей). В процессе образовательной программы используются следующие
методы обучения:
•

Перцептивные методы (передача и восприятие информации посредством органов
чувств);

•

Словесные (рассказ, объяснение и т.п.);

•

Наглядные (выполнение упражнений, ориентируясь на образец, копируя
предложенной образец);

•

Иллюстративно-демонстративные;

•

Практические (опыт, упражнения, самостоятельное выполнение заданий, освоение
технологий);

•

Логические (организация логических операций - аналогия, анализ, индукция,
дедукция);

•

Гностические (организация мыслительных операций - проблемно-поисковые,
самостоятельная работа, проблемные ситуации и пробы);

•

Диалог между преподавателем и обучающимся, между обучающимися.

Методы, способы и приемы педагогического мониторинга: педагогический отзыв; журнал
учета; отметка; шкала оценивания результатов и др.
Методы, способы и приемы стимулирования и мотивации детской деятельности:
•

Эмоциональные мет оды: поощрение, порицание, создание ярких наглядно­

образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание,
удовлетворение желаний быть значимой личностью.
•

П ознават ельны е мет оды, опора на жизненный опыт, познавательный интерес,

•

создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений,
выполнение творческих заданий.
Волевые мет оды: предъявление учебных требований, информирование об
обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и коррекция,
рефлексия поведения, прогнозирование деятельности.

■

16

•

Социальные мет оды: развитие желания быть полезным, создание ситуации
взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в
результатах, взаимопроверка.

Примерный план занятия
1. Вводная часть.
2. Коллективно-порядковые и ритмические упражнения.
3. Упражнения для развития техники танца.
4. Элементы, танцевальные комбинации, танцы.
5. Заключительная часть.
Продолжительность каждой части занятия и распределение учебного материала
могут изменяться в зависимости от степени подготовленности, способности обучающихся,
сложности материала, т.к. занятия проводятся с обучающимися, не имеющими
танцевальной подготовки, то необходимо больше времени уделить вводной части и
тренировочным упражнениям. По мере увеличения количества разучиваемых танцев
появляется необходимость уделять больше времени повторению танцевального материала
и совершенствованию стиля и манеры исполнения.
Каждая часть занятия решает свою задачу и имеет определённую цель.
1.
Вводная часть помогает лучше организовывать учащихся и подготовить их к
основной танцевальной части занятий. В краткой беседе педагог должен познакомить детей
с содержанием и основными задачами предстоящего занятия. На первых занятиях он
знакомит учащихся с организационными моментами (распорядок занятия, требования к
одежде, внешнему виду и т.д.). Каждое занятие должно начинаться с организованного
входа учащихся в танцевальный зал и их поклона педагогу.
2.
Коллективно-порядковые и ритмические упражнения содействуют
выработки навыков движения и перестроения, знакомят учащихся с такими понятиями как
шеренга, колонна, интервал, дистанция а так же учат перестраиваться в круг, квадрат,
змейку, спираль и т.д. Эти упражнения выполняются в движении и на месте и в движении
по одному, парами, четвёрками. При этом следует уделять внимание осанки детей, походке,
умению держать голову и руки.
Ритмические упражнения помогают детям воспринимать музыку в движении:
начинать движение вместе с музыкой, двигаться в характере и темпе музыки, заканчивать
движение с концом музыкальной фразы.
3.
Упражнения по развитию техники ганца (тренировочные) необходимы для
приобретения детьми лёгкости, танцевальности и грациозности. Они состоят из
упражнений классического танца, которые сочетаются с элементами современного танца.
Учащиеся знакомятся с основными положениями корпуса, головы, позициями рук,
ног, которые исполняются в естественной позиции, т.е. полувыворотно, в соответствии с
требованиями современного танца.
Все упражнения тренажа разучиваются и выполняются на середине зала в
построении колоннами или шахматном порядке.

17

4.
Разучивание элементов, комбинаций и фигур, исполнение танцев в целом
- основная часть занятия.
Освоение элементов танца, танцевальных комбинаций и фигур, из которых состоят
композиции современных танцев, является началом их разучивания.
Разучиваемые элементы танца исполняются вначале в медленном темпе, а по мере
усвоения материала темп ускоряется. Следует чередовать медленные и быстрые движения.
Новые движения вводятся постепенно, но не более 2-3 в одно занятие.
Элементы танца целесообразно разучивать в построении колоннами ( по 4 человека
в ряд - девочка - мальчик и т.д.), на месте. По мере усвоения материала они исполняются с
продвижениями в разных направлениях: вперёд, в сторону, в повороте направо и налево, по
кругу, по одному и парами.
Необходимо постепенно добиваться координации ног, рук, корпуса и головы. На
каждом занятии нужно отдавать предпочтение элементам того танца, который
предусмотрен программой данного урока.
Повторяя на последующих занятиях выученный танцевальный материал, желательно
разнообразит сочетания движений, чтобы тренировать сообразительность и быстроту
реакции восприятия у детей.
Приступая к разучиванию нового танца, указывая на связь движений с музыкой,
подкрепив это показом.
От детей следует постепенно добиваться верного характера и стиля,
выразительности и непринуждённости в исполнении танца.
Для лучшего усвоения материала рекомендуется на занятиях чередовать спокойные
и лирические танцы с более подробными и подвижными, а трудные - с лёгкими и т.п.
5.
В заключительной части занятия задачи педагога - нормализовать работу
сердца и дыхания у детей.
Заканчивая занятия, педагогу необходимо сказать ученикам о результате
проведённого занятия. Высказать свои замечания, как всей группе, так и индивидуально,
осторожно и очень конкретно указать на недостатки (несовершенство движений,
неправильное понимание характера танца, заносчивость в отношениях с товарищами и др.),
при необходимости похвалить за поведение на занятие и усвоение пройденного материала.
Затем дети исполняют поклон и уходят из танцевального зала.
Серьёзное внимание на всех этапах занятия следует уделять музыкальному
материалу.
Ритмическое строение музыки, равномерное чередование метрических ударений,
логическое членение музыки на части и фразы составляют как бы каркас, основу движений,
помогают танцующим распределить их во времени.
В этом отношении большую помощь оказывают применение на занятиях
музыкально-ритмических упражнений, разучивая и исполняя которые, дети знакомятся со
средствами музыкальной выразительности и музыкальной терминологией.
Прежде всего, программа нацелена на воспитание социально-активной,
гармонически развитой личности. Разучивая и исполняя которые, дети знакомятся со
средствами музыкальной выразительности и музыкальной терминологией.

18

Условия реализации программы
Для организации учебно-воспитательного процесса необходимы следующие условия:
кадровые: требуется педагог дополнительного образования, хореографпостановщик,
отвечающие всем требованиям квалификационной характеристик для
соответствующих должностей педагогических работников;

мат ериально-т ехнические условия:
оборудованного помещения, соответствующего
зеркалами.
Оборудование:

необходимо
наличие специально
санитарно-гигиеническим нормам,

наличие музыкальной установки с различными носителями (компактдиски,USB - носители, провод AUX);
Форма одежды воспитанников: для девочек - черный купальник, черная юбка, белые
носки, балетная обувь / чешки; для мальчиков - белая футболка, черные брюки,черные
носки, балетная обувь / чешки.
Со второго полугодия специальная танцевальная обувь.
Организационно-дидактические:
- варьирование программы в зависимости от способностей и уровня развития
воспитанников.
Информационное обеспечение программы
учебно-методические пособия;
инструкции по технике безопасности;
методические разработки;
-

видео, фотоматериалы.
Методическое обеспечение
1 год обучения

№
п/п

Методическое обеспечение
Наименование темы
1.

Вводное занятие

2.

Коллективно порядковые и ритмические
упражнения

3.

Тренировочные упражнения

4.
5.
6.

Изучение танцевальных элементов и
соединений фигур
Подготовка концертных выступлений на
основе разучиваемых танцев
Итоговые занятия

Инструкция по технике безопасности;
Видео ролик по спортивным бальным танцам
Показ упражнения на картинке/планшете
Показ упражнения на картинке/планшете;
Видео
Видео;
Методическое пособие
Сценарий концертного выступления;
Видео
Планы итоговых занятий

19

Методическое обеспечение
2 год обучения
№
п/п

Методическое обеспечение
Наименование темы
Инструкция по технике безопасности;
Видео ролик по спортивным бальным танцам

1.

Вводное занятие

2.

Коллективно порядковые и ритмические
упражнения

J

Тренировочные упражнения

.

4.

Изучение танцевальных элементов и
соединений фигур

5.

Подготовка концертных выступлений на
основе разучиваемых танцев

6.

Итоговые занятия

Показ упражнения на картинке/планшете
Показ упражнения на картинке/планшете;
Видео
Учебно-методическое пособие;
Видео
Сценарий концертного выступления;
Презентация перестроений на паркете;
Видео
Планы итоговых занятий

Методическое обеспечение
3 год обучения
№
п/п

Методическое обеспечение
Наименование темы

1.

Вводное занятие

2.

Коллективно порядковые и ритмические
упражнения

3.

Тренировочные упражнения

4.
5.
6.

Изучение танцевальных элементов и
соединений фигур
Подготовка концертных выступлений на
основе разучиваемых танцев
Итоговые занятия

Инструкция по технике безопасности;
Видео ролик по спортивным бальным танцам
Показ упражнения на картинке/планшете
Показ упражнения на картинке/планшете;
Видео
Видео;
Учебно-методическое пособие
Сценарий концертного выступления;
Видео
Планы итоговых занятий

20

Список литературы
Литература для педагогов
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.
3.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013 №
1008 «Обутверждении порядка организации и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4.
Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
5.
Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций».
6.
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)).
7.
Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 № 922 «О
мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году».
8.
Приказ Департамента образования города Москвы от 07.08.2015 № 1308
«О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря
2014 г. № 922».
9.
Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 № 2074
«О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря
2014 г. № 922».
10.
Алекс Мур. Пересмотренная техника европейских танцев 1993г. (перевод
Ю.С. Пина)
11.
Периодическое издание Журнал «Звезды над паркетом»
12.
Уолтер Лайред. Техника латинских танцев (перевод и редакция
Л.Д.Весновского)
13.
Technique o f Ballroom Dancing & Basic Principles Guy Howard 2011 г. (в
переводе Ю.С.Пина от 2013)

Интернет-ресурсы:
14.
15.
16.

[Электронный
ресурс]
https://ftsro.ru/lit/Alex Moor 1 Quickstep.docfnaTa
обращения 24.01.2017)
[Электронный ресурс] http://gigabaza.ru/doc/167100.html (дата обращения
11.01.2017)
[Электронный ресурс] www. white genre.ru (дата обращения 11.01.2017)

21

Литература для обучающихся и их родителей
1.
2.
3.
4.

[Электронный
[Электронный
[Электронный
[Электронный

ресурс], www.dancesport.ru (дата обращения 11.01.2017)
ресурс] www.rdsu.info (дата обращения 16.12.2016)
ресурс] www.interdance.ru (дата обращения 16.12.2016)
ресурс] www.ballroom.ru (дата обращения 3.11.2016)

настоящем документе пронумеровано,
Уровано и скрецлено печатью
t'/fi {
' / ( < i / S / листов
'1а('\'0?&1ций \1АДОУ М 33'

1 а

О. А. Лаврова
(расшифровка подписи)

п.*ись)

Ш \ i ■*V/W
« г Ч€- 20М
2 0 > 4 г.
\

/

«


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».