Баскетбол-малышам

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №33

А:
, МАДОУ № 33
i\0/q от «31 » августа 2022г.
ьШ.А. Лаврова

ПРИНЯТА:
Педагогическим советом
МАДОУ № 33
Протокол № 1 от «31 »августа 2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
«БАСКЕТБОЛ - МАЛЫШАМ»
(срок реализации 1 год)

Составитель: Цыдина Т.А.,
инструктор по физической культуре

г. Екатеринбург, 2022

Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ЕЕ

Е[ояснительная записка...........................................................................................3

Е2. Планируемые результаты.........................................................................................5
ЕЗ. Возрастные особенности............................................................................................6

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2Л. Содержание Программы............................................................................................7
2.2. Формы, методы и приемы....................................................................................... 9
2.3. Этапы обучения...................................................................................................... 10

3. ОРЕАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Условия реализации программы............................................................................ 14
3.2. Учебный план............................................................................................................. 14
3.3.Календарно-тематическое планирование........................................................... 15

Список литературы....................................................................................................... 22

Приложение........................................................................................................................23

2

1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа «Баскетбол разработана на основе программы
образования детей Адашкявичене

Э.И.

«Баскетбол для дошкольников».

Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной
игре

в

футбол,

баскетбол

или

теннис.

Приоритетным

становится

интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости,
надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр,
общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами
детской

деятельности,

между

разными

видами

игр

(подвижными

и

спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на
состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных навыков
дошкольников.
Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера,
координации,
формируют

ловкости,
умения

ритмичности,

схватить,

согласованности

удержать,

бросить

движений.

предмет,

Они

приучают

рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием,
развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. В
играх

с

мячом

развиваются

физические

качества

ребенка:

быстрота,

прыгучесть, сила, координация. У детей дошкольного возраста еще слабо
развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом
оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Упражнения и
игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно
влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка, а также на
умения самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры.
При ловле
способствует

и

бросании

мяча ребенок действует

гармоничному

развитию

центральной

обеими
нервной

руками.

Это

системы

и

развитию способности к точным движениям. При обучении игре в баскетбол

3

используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает
необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка.
В программе процесс обучения двигательным умениям и навыкам на
занятиях по баскетболу основан на методике опережающего обучения учителя
начальных

классов

С.Н.Лысенковой.

Происходит

поэтапное

освоение

технических приемов (элементов) игры в баскетбол.
Предыдущая

деятельность с мячом

подготавливает детей старшего

дошкольного возраста к основным этапам обучения игры в баскетбол. На
основе привычных двигательных навыков с мячом создается технический
потенциал (база), который способствует дальнейшему качественному росту
технических двигательных умений и навыков.
Основание для разработки программы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"
-"Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования", утвержденный Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
- Устав МАДОУ № 33
-СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного санитарного
врача РФ от 29 мая 2013 г. № 26
- Лицензия МАДОУ № 33
Срок реализации программы: 1 год
Основные принципы программы:
1. Принцип доступности и наглядности содержания детям.
2. Принцип

системности

-

закрепление

пройденного

последующих занятиях, прогулках, в свободное время.

4

материала

на

Цель программы - обучение основам спортивной игры баскетбол.
Задачи программы:
- познакомить с правилами спортивной игры баскетбол;
- научить действовать баскетбольным мячом (ведение, передача, ловля,
забрасывание в корзину);
- формирование умений и навыков выполнения движений без мяча (стойка,
остановки, повороты, прыжки, ложные движения);
- развивать умение передвигаться по площадке с баскетбольным мячом, в
сочетании с ходьбой, бегом, прыжками, остановками и поворотами в различных
направлениях;
- развивать умение играть в команде;
- формировать умение выбирать более целесообразные способы и ситуации
действия с мячом, ориентироваться на площадке;
- развивать

физические

координацию

движений,

качества

(выносливость,

ориентацию

в

ловкость,

пространстве),

быстроту,
глазомер,

согласованность движений и процессы мыслительной деятельности детей
(анализ ситуации, быстрого принятия решения, соответствующего игровой
обстановке; предвидение возможных действий противника);
- знать и выполнять правила игры в баскетбол по упрощенному варианту;
- воспитывать положительные морально-волевые качества.
1.2. Планируемые результаты
1.

Знает правила игры баскетбол.

2.

Владеет техникой ведения мяча, передачи, ловли и забрасывания в

корзину.
3.

Ориентируется при передвижении по площадке, в сочетании с ходьбой,

бегом, прыжками, остановками и поворотами в различных направлениях.
4. Принимает правила игры, умеет играть в команде.
5. Проявляет выдержку, дружеское отношение к соперникам.

5

6.

Развивает физические качества и процессы мыслительной деятельности

(творчество).
7.

Формируются команды для игры в баскетбол по упрощенным правилам.
1.3. Возрастные особенности
Старший

дошкольный

возраст

(6-7

лет)

-

период

интенсивного

формирования двигательных навыков. У детей 6-7 лет отмечаются высокие
темпы прироста показателей, характеризующих быстроту движений, времени
двигательной

реакции,

скорости

однократных

движений,

частоты

повторяющихся движений. Движения детей становятся более осознанными,
точными и скоординированными. Дошкольники хорошо приспособлены к
недлительным

скоростно-силовым

динамическим

действиям,

которые

составляют основное содержание их игр. К семи годам у большинства
мальчиков и девочек появляется устойчивое

стремление

к участию

в

совместных подвижных играх, играх с правилами. Развивается способность
понимать и принимать задачу, поставленную взрослым, возрастает стремление
добиваться хороших результатов при выполнении заданий. Они охотно
объединяются по интересам, и длительное время играют, взаимодействуя для
достижения

цели,

подчиняясь

правилам

игры.

устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.

6

Со

сверстниками

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2Л.

Содержание программы

Программа обучения детей игре в баскетбол предусматривает работу по
следующим направлениям:
Техника перемещения. Для успешного овладения действиями с мячом
необходимо научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег,
прыжки, повороты, остановки. Сходные действия выполняются и в подвижных
играх, в которые дети играют на занятиях, но физической культуре и во время
прогулок. Упражнения в этих действиях должны протекать в условиях, когда
внимание детей акцентируется не на точном выполнении остановок, прыжков и
других способов передвижения, а на действиях с мячом, от которых зависит
ход игры.
Техника удержания мяча. От уровня владения навыками, от успешных
действий с мячом зависят темп выполнения упражнений и протекание игры,
которые

обусловливают

степень

двигательной

активности

детей.

От

двигательной активности детей зависит образовательное и оздоровительное
значение игры и упражнений с мячом. Следовательно, основное внимание
должно обращаться на технику удержания и выполнения действий с мячом.
Ловля мяча. На первых занятиях большинство детей стараются ловить мяч,
прижимая его к груди, обхватывая его руками, стоя на прямых, жестко и плотно
сжатых ногах. Иногда ребенок даже протягивает полусогнутые руки вперед и
пассивно ждет, когда мяч сам упадет на руки. Если мяч летит выше или ниже
уровня груди, дети уже не могут его поймать, потому что не умеют ловить мяч
кистями рук или принять более удобное положение для его ловли, передвигаясь
в

определенном

направлении.

Если

же

ребенок

поймал

мяч

таким

несовершенным способом, он должен перекладывать мяч в руках, чтобы
держать его в удобном положении, на что теряется много времени. Необходимо
учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев
как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч. Ребенок
7

следит за полетом мяча, и как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, он
должен захватить его и подтянуть к себе амортизирующим движением. При
этом одновременно надо сгибать ноги так, чтобы принять положение исходной
стойки.
Передача мяча. Одновременно с ловлей мяча необходимо обучать детей и
пе- редаче его двумя руками с места, в дальнейшем в движении. Детей следует
научить передавать мяч из правильной стойки, держа мяч двумя руками на
уровне груди. При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу к
туловищу вниз на грудь и, разгибая руки вперед, от себя посылать мяч
активным движением кисти, одновременно разгибая ноги. Такая техника
передачи мяча усваивается детьми постепенно.
Ведение мяча. Одним из наиболее важных действий с мячом является его
ведение, т. е. перемещение с ним, но площадке, что предусматривается
правилами большинства спортивных игр. Ведение мяча — целенаправленное
действие, к технике ведения мяча предъявляются определенные требования.
Бросание мяча в корзину. От точности бросков, в конечном счете, зависит
успех в игре. Движения при передаче мяча и бросках его в корзину являются
сходными по своей структуре. Поэтому обучение броскам мяча в корзину
можно также ограничить привитием навыков броска двумя руками от груди и
одной рукой от плеча.
Техника игры в баскетбол складывается из двух видов действий
1. Движения, выполняемые без мяча и с мячом в руках без его передачи
партнеру. К ним относятся: стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные
движения.
2. Ловля, передача, ведение и броски мяча в корзину.
Большое внимание должно уделяться стойке «баскетболиста». Эта стойка
необходима не только для обучения элементам игры в баскетбол, но так же
важна и на всех этапах обучения с 4 до 7 лет как одно из основных правил по
технике безопасности и самостраховки. Постановка рук и ног должна стать для
8

обучающихся детей самоцелью. «Мягкие ладошки» - это полусогнутые руки,
выставленные вперед ладонями, пальцы рук вверх и чуть в стороны. Такое
положение рук сможет подстраховать ребенка от ненужного травматизма не
только на занятиях по баскетболу, но и в подвижных играх, эстафетах, других
видах двигательной активности. Поможет уберечься от жестких падений.
«Ножки-пружинки» - это полусогнутые ноги на ширине плечь, с выставленной
вперед правой или левой ногой. Такое положение ног обеспечивает ребенку
более устойчивое положение тела в пространстве и привычку на совершение
дополнительного шага. Это также является дополнительным элементом в
самостраховке и контролю ребенка за собственными движениями. Такое
сочетание

положения

рук

и

ног

позволяет

ребенку

своевременно

полусгруппироваться и быстро напрягать мышцы тела для резкой остановки,
избежать

сильных столкновений

с другими детьми в подвижных играх,

повысить координацию движений за счет привычки мышц.
2.2.

Формы, методы и приемы

Методы работы с детьми:
Наглядные: показ

движения,

слуховые

и

зрительные

ориентиры,

имитация.
Словесные: название

упражнения,

объяснение, указания,

пояснения,

распоряжения, команды, описание, анализ действия, оценка, вопросы к детям,
словесные инструкции.
Практические: выполнение упражнений без изменений и с изменениями,
практическое

опробование,

проведение

упражнений

в

игровой

и

соревновательной форме, выполнение упражнений в различных условиях.
Практические занятия проводятся в форме тренировочных занятий и делятся на
три части.
Подготовительная

часть

-

сообщение

задач

тренировочного

занятия,

организация обучающихся и их функциональная и психологическая подготовка

9

к основной части занятия. В ней применяются общеразвивающие, специально подготовительные и имитационные упражнения.
Главная задача основной части - обучение и совершенствование техники
спортивного упражнения, двигательного действия, обеспечение общей и
специальной подготовки. Физические упражнения в виде тренировочных
заданий в основной части располагают в следующей последовательности:
упражнения (комплексы и игры), направленные на воспитание быстроты, силы,
выносливости, гибкости, ловкости, координации.
В заключительной части тренировки дети играют в баскетбол. От занятия к
занятию в ходе игры объясняются правила игры, жесты судьи, корректируется
техника и тактика.
Методы:
Наглядные - показ движения, слуховые и зрительные ориентиры, имитация.
Словесные - объяснение, название упражнения, указания, пояснения,
команды, описание, анализ действия, оценка, вопросы к детям, словесные
инструкции.
Практические - выполнение упражнений без изменений и с изменениями,
практическое

опробование,

проведение

упражнений

в

игровой

и

соревновательной форме, выполнение упражнений в различных условиях.
Приемы: упражнение, игра.
2.3.
Первый этап

Этапы обучения

перспективная подготовка: медленное последовательное

выполнение упражнений, подготавливающих к обучению техники передачи и
ловли мяча. Их количественное выполнение позволяет перейти к качественным
изменениям

в

технических

действиях

детей.

Различные

модификации

выполнения одних и тех же действий с мячом позволяют качественно ускорить
процесс овладения мячом. На этом этапе осуществляется повышение общей
физической подготовки, закладывается база двигательной активности для
дальнейшего роста и решения оздоровительной задачи.

ю

На первом этап - упражнения, подготавливающие к обучению техники
передачи - ловли мяча.
1. Бросание мяча вверх и ловля его одной или двумя руками.
2. Бросание мяча вниз перед собой и ловля его одной и двумя руками.
3. Перебрасывание мяча партнеру удобным для детей способом, одной и двумя
руками.
4. Бросание мяча вверх с ударом вниз об пол и ловля его двумя руками.
5. Бросание мяча вверх перед собой с хлопком и ловля его.
6. Удары мячом об пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля его.
7. Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его двумя руками.
8. Передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его.
9. Передача мяча в шеренге и по кругу.
10. Передача мяча двумя и одной рукой друг другу в паре.
11. Ловля мяча с шагом вперед и с отшагом назад, в сторону.
Второй этап - это основной этап обучения, который являлся связующим
звеном в процессе наработки двигательных умений и навыков по баскетболу и
двигательной активности детей: происходит закрепление
пройденного

учебного

материала.

и обобщение

Используются

упражнения,

подготавливающие к ведению мяча в игре баскетбол. Сложные игровые
задания раскладываются

на несколько частей, и каждая из них сначала

проигрывается отдельно, а затем постепенным добавлением складывается в
единое упражнение.
Такое разнообразие одних и тех же приемов позволяет детям улучшить
навыки и умения владения мячом и своим телом.
Именно на этом этапе происходят моменты опережения развития, так как
в перспективный период многие игровые упражнения уже

освоены и

выполняются детьми дошкольного возраста.
На втором этапе - упражнения, подготавливающие к ведению мяча.

11

1. Удары мячом об пол одной рукой и ловля его двумя руками стоя и при
ходьбе.
2. Удары мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой, и наоборот.
3. Ведение мяча на месте правой и левой рукой.
4. Отбивание мяча на месте правой и левой рукой.
5. Ведение мяча на месте правой и левой рукой с последующей передачей мяча
двумя руками произвольным способом.
6. Чередование подбрасывания мяча с ударами об пол.
7. Ведение мяча, ударяя ладонью по нему (произвольным способом).
8. Ведение мяча, остановка шагом и передача мяча.
9. Ведение мяча вокруг себя.
10. Ведение мяча спиной вперед.
11. Ведение мяча приставным шагом в правую и левую сторону (правой и левой
рукой).
12. В парах передача мяча через 2 шага.
13. Ведение мяча с изменением скорости и направления передвижения.
Третий

этап -

опережения),

при

использование
котором

сэкономленного

формируется

времени

(создавшегося

навык быстрого

действия и

предпосылки к усложнению и добавлению обучающего материала.
Он включает в себя упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину в
игре баскетбол. На этом этапе сосредотачиваем обучающихся на выполнении
правил и выполнении заданий в медленном темпе, и, когда последовательность
движений запоминается (уровень автоматизма), то дети постепенно добавляют
в скорости и технике движений, появляется положительная динамика. Именно
на этом этапе рождается перспектива для дальнейшего творчества детей и
развития в них здоровой и полноценной личности.

В этот период решается

воспитательная задача, при которой обязателен индивидуальный подход.
На третьем этапе - упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину.

12

1. Перебрасывание мяча через сетку натянутую выше головы ребенка
(произвольным способом).
2. Метание мяча в обруч, расположенный на полу, с расстояния 2-2,5 метра,
снизу, сверху и из-за головы.
3. Удары мячом об пол и броски его в баскетбольный щит.
4. Бросок мяча в корзину, бросок мяча в корзину стоящую на полу, удобным
для детей способом.
5. Бросок мяча в корзину после ведения с фиксацией остановки.
6. Бросок мяча в корзину с 2-х шагов 1 рукой, 2-мя от груди, из-за головы.
7. Прыжок толчком вверх 1-ой ноги с приземлением на 2 ноги.
8. Бросок мяча в корзину одной рукой с 2-х шагов с прыжком и толчком вверх
1-ой ноги.
9. Ложные замахи с мячом в руках в правую и левую стороны без поворота и с
поворотом, без шага и с шагом.
10. В парах отработка стойки защитника и стойки нападающего.
11. Выбивание мяча из рук.

13

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

ЗЛ. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации образовательной программы используют:
- спортивный зал с баскетбольными кольцами и разметкой; корзины со щитом,
длина 120 см., высота 90 см., внутренний диаметр корзин 45 см. Сетка длиной
40 см. Корзины подвешиваются не ниже 180 см., не выше 200 см. над уровнем
площадки.
- спортивный инвентарь: баскетбольные мячи, резиновые мячи разного
диаметра (15, 20, 25 см), набивные мячи весом в 1кг, конусы, секундомер,
скамейки гимнастические, стенки гимнастические, обручи, настенный щит
(доска) для отбивания мяча о стенку.
- тренировочная спортивная форма.
Кадровые ресурсы: организует занятия в спортивной секции «Баскетбол»
инструктор по физической культуре.
3.2. Учебный план
1
2
3
4
5
6
7
8
9

ТБ на занятиях. Упражнения передачи, ловли мяча разными
способами.
Упражнения в ведении мяча на месте и в движении с разными
игровыми заданиями.
Упражнения удар мяча об пол с хлопком в ладоши, поворотом
кругом и ловля его; бросками и выпрыгиванием на 1-2-х ногах.
Упражнения, подготавливающие к ведению мяча в стойке и в
передвижении.
Упражнения в ведении мяча разными способами и
последующей передачей.
Упражнения, совершенствующие ведение мяча с последующей
передачей. Отработка игровых упражнений в 3-4-х.
Упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину
разными способами.
Упражнения, подготавливающие к броску мяча в корзину
разными способами. Совершенствование разученных навыков.
Совершенствование разученных навыков.

14

8
часов
8
часов
8
часов
8
часов
8
часов
8
часов
8
часов
8
часов
8
часов
72

3.3.

Календарно-тематическое планирование

Неделя Занятие
№

Программные задачи

Методические
приемы

№
Сентябрь

ТБ на занятиях. Упражнения передачи, ловли мяча разными способами.
1

1,2

Правила

поведения

проведении

в

занятий.

безопасности

при

Игры: «Мяч

Техника

водящему»,

спортзале

при

выполнении

«Поймай мяч»

упражнений. Техника безопасности при
использовании оборудования, инвентаря.
Учить

детей

передавать-ловить

развивать

умения

действия

с

согласовывать

товарищами,

мяч,
свои

воспитывать

стремление помогать друг - другу.
2

3,4

Учить детей передавать мяч двумя руками

Игры «Поймай

от груди и ловить его с шагом назад,

мяч», «Удержи не

развивать

умения

согласовывать

свои

действия с действиями товарищей.
3

5,6

урони», «Десять
передач»

Учить детей передавать, ловить мяч с

Подвижные игры:

шагом вперед, развивать ориентировку на

«За мячом»,

к

«Вызов по имени»

Учить детей передавать, ловить мяч с

Подвижные игры

шагом в сторону, согласовывать свои

«Играй, играй, мяч

площадке,

воспитывать

уважение

товарищу по игре.
4

7,8

действия с действиями других игроков, не теряй», «Мяч по
воспитывать уважение к товарищу по

кругу»

игре.
Октябрь. Упражнения в ведении мяча на месте и в движении с разными игровыми
заданиями.
15

5

9,10

Упражнять детей в бросании мяча вверх и
ловля

его

двумя

(одной)

руками,

Игры «1,2,3,

с

лови!», «Подбрось

отскоком об пол и щит на стене.
6

11,12

еще выше»

Упражнять в ведении мяча на месте и в
движении,

спиной

(приставным

вперед

шагом),

и

приучать

Игры:

боком

«Мотоциклисты»,

детей

«Вызов номеров»,

видеть площадку.

«Проведи не
урони»

7

13,14

Упражнять

вести

мяч

вперед

лицом,

Игры «За мячом»,

вперед спиной, приставным шагом боком

«Ведение мяча»

с остановкой на втором шаге. Быстро
реагировать

на

сигналы,

воспитывать

ответственность перед командой.
8

15,16

Учить детей вести мяч в правильной

Игры «Ловец с

стойке правой и левой рукой бегом,

мячом», «Мяч

приставным шагом. Меняя направление и

ведущему».

скорость

передвижения;

воспитывать

ответственность перед командой.
Ноябрь
Упражнения удар мяча об пол с хлопком в ладоши, поворотом кругом и ловля
его; бросками и выпрыгиванием на 1-2 ногах.
9

17,18

Упражнять детей ударять мяч об пол с

Игры: «Вызов по

хлопком в ладоши, поворотом кругом и

имени», «Подвижная

ловля его.

цель», «Мяч
водящему».

10

19,20

Учить детей бросать мяч из-за головы

Игры: «Кого меньше

двумя руками вдаль и через сетку стоя

мячей», «Перебрось

на месте, с выпрыгиванием вверх на 2-х

через сетку», «Мяч

и 1-ой ноге и с приземлением на 2 ноги.

водящему»

16

11

21,22

Упражнять в ходьбе с подбрасыванием

Игры: «Мяч в

мяча 2-мя руками (1-ой рукой) и ловлей

воздухе», «Передал -

его двумя руками, тоже по сигналу.

садись», «Поймай
мяч».

12

23,24

Закреплять передачу мяча по кругу
вправо,

влево

или

Игры:

произвольным

«Перестрелка», «У

способом (руки на уровне груди). Учить

кого меньше мячей»

передаче мяча в парах на расстоянии
1,5-2м в шаге правым, левым плечом
вперед.
Декабрь
Упражнения, подготавливающие к ведению мяча в стойке и в передвижении.
13

25,26

Закреплять умение ударять мячом об пол

Игры «1,2,3,

одной рукой и ловля его двумя руками из

лови!», «Подбрось

положения стоя, в передвижении при

еще выше»

ходьбе.
14

27,28

Упражнять ударять мячом об пол одной

Игры:

рукой и ловля его двумя руками, одной

«Мотоциклисты»,

при ходьбе.

«Вызов номеров»,
«Проведи не
урони»

15

29,30

Развивать умение ударять мячом об пол

Игры «За мячом»,

правой рукой и ловля левой рукой и

«Ведение мяча»

наоборот стоя на месте и при ходьбе; с
проносом ноги над мячом.
16

31,32

Упражнять в ведении мяча на месте и в

Игры «Ловец с

движении,

мячом», «Мяч

с

подбрасыванием

и

отбиванием мяча об пол, приучать детей
видеть площадку.
17

ведущему».

Январь
ТБ на занятиях. Упражнения в ведении мяча разными способами и последующей
передачей.
17

33,34

Правила

поведения

проведении

в

спортзале

занятий.

безопасности

при

Техника

при

Игры «За мячом»,
«Ведение мяча»

выполнении

упражнений. Техника безопасности при
использовании оборудования, инвентаря.
Упражнять отбивать мяч на месте правой
(левой) рукой с шагом вперед.
18

35,36

Закреплять ведение мяча на месте правой

Игры «Ловец с

(левой) рукой с шагом назад.

мячом», «Мяч
ведущему».

19

37,38

Упражнять в ведении мяча на месте

Игры: «Вызов по

правой (левой) рукой с шагом в сторону и

имени»,

с последующей передачей мяча двумя «Подвижная цель»,
руками.
20

39,40

«Мяч водящему».

Упражнять детей вести мяч в правильной

Игры:

стойке правой и левой рукой бегом,

«Мотоциклисты»,

спиной

«Вызов номеров»,

вперед,

остановкой

приставным

на

2-м

шагом

шаге,

с

меняя

направление и скорость передвижения.
Воспитывать

ответственность

«Проведи не
урони»

перед

командой.
Февраль
Упражнения, совершенствующие ведение мяча с последующей передачей.
Отработка игровых упражнений в 3-4-х.
21

41,42

Совершенствовать

умения

детей

в

бросании мяча вверх и ловля его двумя
18

Игры: «Вызовы по
номерам»,

(одной) руками с последующей передачей
в

парах

(верхняя

передача).

Учить

ложным замахам (обманным движениям) с

«Ведение мяча
парами», «Ловец с
мячом»

мячом в руках в правую и левую сторону в
парах.
22

43,44

Совершенствовать ведение мяча на месте

«Эстафета с

правой (левой) рукой с передачей об пол

ведением мяча».

(нижняя

передача).

Учить

ложным

замахам (обманным движениям) с мячом в
руках в правую

и левую

сторону с

поворотом и без поворота в З-х-4-х.
23

45,46

Совершенствовать ведение мяча на месте

Подвижные игры:

и в движении в парах, используя верхнюю

«За мячом»,

и нижнюю передачи правым и левым

«Вызов по имени»

плечом вперед.
второй

шаг.

Учить передаче мяча на
Приучать

детей

видеть

площадку.
24

47,48

Совершенствовать ведение мяча на месте
правой

(левой) рукой

с последующей

Подвижные игры
«Играй, играй, мяч

передачей мяча двумя руками от груди, не теряй», «Мяч по
из-за головы, одной рукой от плеча. Учить

кругу»

ложным замахам (обманным движениям) с
мячом в руках в правую и левую сторону с
поворотом и без поворота в З-х-4-х, с
шагом и без шага.
Март. Упражнения и игры с бросками мяча в корзину разными способами.
25

49,50

Учить детей бросать мяч в корзину от

Игры: «Пять

груди с места (штрафной бросок); с 2-х

бросков», «Чья

шагов.

команда больше».
19

26

51,52

Упражнять бросать мяч в корзину двумя

Игры: «Кто

руками из-за головы (штрафной бросок) с

больше забросит»,

места; с 2-х шагов.
27

53,54

«Метко в цель»

Учить бросать мяч в корзину 1-й рукой с

Игры: «Пять

2-х шагов прыжком и толчком вверх 1-ой

бросков», «Чья

ноги.
28

55,56

Упражнять

команда больше»
корзину

Игры: «У кого

заданию,

меньше мячей»,

согласовывая свои действия с действиями

«Мяч в корзину».

разными

бросать

мяч

способами

в

по

товарищей по игре.
Апрель
Упражнения и игры с бросками мяча в корзину разными способами.
Совершенствование разученных навыков.
29

30

57,58

59,60

Учить детей бросать мяч в корзину от

Игры: «Пять

груди с места (штрафной бросок); с 2-х

бросков», «Чья

шагов.

команда больше»

Упражнять бросать мяч в корзину двумя

Игры «Метко в

руками из-за головы (штрафной бросок) с

корзину», «Чья

места; с 2-х шагов.
31

61,62

команда больше»

Учить бросать мяч в корзину 1-й рукой с

Игры: «Пять

2-х шагов прыжком и толчком вверх 1-ой

бросков», «Чья

ноги.
32

63,64

Упражнять
разными

команда больше».
бросать

мяч

способами

по

в

корзину

Игры: «Кто

заданию,

больше забросит»,

согласовывая свои действия с действиями
товарищей по игре.
Май
Совершенствование разученных навыков.

20

«Метко в цель»

33

65,66

Упражнять в сочетание действий: ловли -

Игры: «Бросание

бросков мяча, ведения - бросков мяча,

мяча в парах»,

ловли - ведения мяча, ведения - передачи.

«Метко в

Учить

корзину».

в

парах

защитника и

отработки

стойки

стойки

нападающего

их

действий (выбивание и отбирание мяча).
34

67,68

Совершенствовать
изученные

использовать

приемы.

Сочетать

свои

действия с действиями игроков команды.
Воспитывать

ответственность

перед

командой.

Игры: «Мяч
ловцу», «Мяч
капитану»; игры в
баскетбол по
упрощенным
правилам.

35

69,70

Закреплять

умения

разнообразные
согласовывать
действиями

применять

движения
свои
партнера,

с

в

игре

мячом,

действия

с

Игры: «Мяч
ловцу», «Мяч
капитану»

воспитывать

чувство ответственности перед командой.
36

71,72

Закреплять

умения

разнообразные
согласовывать
действиями

применять

движения
свои
партнера,

с

в

игре

мячом,

действия

воспитывать

чувство ответственности перед командой.

21

с

Игры в баскетбол
по упрощенным
правилам.

Список литературы
1. Э. Й. Адашкявичене. Спортивные игры и упражнения в детском саду, 1992.
2. Э.Й. Адашкявичене. Баскетбол для дошкольников, 1992.
3. А. В. Кенеман., М.Ю. Кистяковский. Физическая подготовка детей 5-6 лет к
занятиям в школе, 1980.
4. JI. И. Пензулаева. Физическая культура в детском саду, 2015.

22

Приложение

Инструментарий мониторинга

1. Цель: выявить умение детей действовать с мячом, реагировать на сигнал.
Упражнение «Ходи - отбивай мяч не теряй» Инструкция: ходьба по залу
отбивая мяч. 2. Цель: выявить умение удерживать мяч на уровне груди.
Упражнение «Мяч в руки» Инструкция: перебрасываем мяч друг другу точно в
руки.
3. Цель: выявить умения ловить мяч, продвигаясь навстречу летящему мячу.
Упражнение «Поймай мяч» Инструкция: ловим мяч кистями рук, продвигаемся
навстречу летящему мячу.
4. Цель:

развивать умения согласовывать свои действия с действиями

товарищей. Упражнение «Мяч водящему» Инструкция: перебрасываем мяч
друг другу, сопровождаем мяч взглядом.
5. Цель: выявить умения детей вести мяч правой и левой рукой, меняя
направление

передвижения

Упражнение

« Мотоциклисты»

Инструкции:

отбиваем мяч по залу слева от себя, отбиваем мяч по залу справа от себя,
смотрим вперед.

23

Критерии оценки
Урове
нь
Высок
ий 3
балла

Среди
ий 2
балла

Низки
й 1
балл

Техника
перемещение
удержание
Мяч
Свободно
двигается по
держит на
площадке,
уровне
груди,
после сигнала
руки
быстро
согнуты,
останавливаете
я и принимает
пальцы
исходное
широко
расставлен
положение
ы, локти
вниз
По площадке
Узкое
передвигается расположе
быстро, часто
ние
останавливаете пальцев на
я, но не
мяче,
локти
правильно
принимает
разведены
в стороны
исходное
положение

Ловля
мяча
Мяч ловит
кистями рук,
не прижимая
к груди,
продвигаясь
навстречу
летящему
мячу

Движения
быстрые, но не
координирован
ные, не
сохраняет
дистанцию

Прием мяча
на заранее
согнутые
руки без
амортизирую
тцих
движений

Держит
мяч
высоко,
закрывает
лицо

Зажимает
мяч,
обхватывает
его руками

24

Передача
мяча
Локти
опущены
вниз,
бросает
мяч на
уровне
груди
партнера,
сопровожд
ает мяч
взглядом
Локти
разведены
в стороны,
неправиль
ная
стойка,
плотно
сжатые и
прямые
ноги
Руки
чрезмерно
разведены
в стороны,
не
контролир
ует
постановк
у ног, не
сохраняет
положение
полуприся
да

Ведение
мяча
Ведет мяч
впереди сбоку, а не
прямо
перед
собой,
смотрит
вперед, а
не вниз на
мяч
Туловище
наклонено
вперед,
удары по
мячу
расслаблен
ной
ладонью,
ведет мяч
прямо пред
собою
Туловище
сильно
наклонено
вперед,
узкое
расположе
ние
пальцев,
движения
медленные,
скованные

Карта обследования умений и навыков игры «Баскетбол»
№

Фамил

Техника

Ловля

Переда

Веден

п/

ИЯ,

перемещен удержан

мяча

ча

не

п

Имя

не

мяча

мяча

ребенка н/г

не
к/г

н/г

к/г

н/

к/

г

г

Условные обозначения:
н/г - начало года
к/г - конец года

25

н/г

к/г

баллы

урове
нь

н/

к/

н/

к/

н/

к/

г

г

г

г

г

г

в настоящих документе пронумеровано,

„т.щнурони.оискренденотчип.н.

? * ? / / '
* / < ■ / ' лнего
rfecdytoiHuii М ЛДОУМ 33
П. А. Лаврова
т(п » < т ^ )
(расшифровка подписи)

Jr\
к

■>

_^_20*£г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».