Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 33
Описание образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ № 33 (далее –Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:
- Указ
Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Указ
Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Указ
Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»
- Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный
закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»
- Федеральный
закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях
в Российской Федерации»
- Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте
России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
- Федеральная
образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте
России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
- Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в
Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
- Санитарные
правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской от 28 января 2021 года №2);
- Санитарные
правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от
28 сентября 2020 года №28);
- «Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования», приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31
июля 2020 г. N 373.
- Устав
МАДОУ № 33
В ДОУ оказываются
услуги для детей дошкольного возраста от 2 до 8 лет, включая коррекцию речи
детей от 5 лет до 8 лет.
Программа
отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие
личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и
деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и
физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного
возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения
ими образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности.
Обязательная часть
Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
‒ воспитание
и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его
гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании
доступными средствами;
‒ создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение
детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как
знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и
малой Родины;
-создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до
поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям),
равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и
региона проживания.
В части, формируемой
участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками
образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в
образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках
(парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных
направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции
нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей:
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема;
части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Программа представляет
собой учебно-методическую документацию, в составе которой:
‒ рабочая
программа воспитания,
‒ режим
и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО,
‒ календарный
план воспитательной работы.
В соответствии с
требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и
организационный разделы, которые отражают следующие аспекты
образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1)
предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер
взаимодействия со взрослыми;
3) характер
взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений
ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
В целевом разделе
Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию;
планируемые результаты освоения Программы в раннем, дошкольном возрастах, а
также на этапе завершения освоения Программы; характеристики особенностей
развития детей раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической
диагностике планируемых результатов.
Содержательный раздел
Программы включает описание:
‒ задач
и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей
для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в
соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических
пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
‒ вариативных
форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов;
‒ особенностей
образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
‒ способов
поддержки детской инициативы;
‒ особенностей
взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
‒ образовательной
деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
Содержательный раздел
включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления
воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел
Программы включает описание:
‒ психолого-педагогических
и кадровых условий реализации Программы;
‒ организации
развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС);
‒ материально-техническое
обеспечение Программы;
‒ обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
В разделе представлены
режим и распорядок дня во всех возрастных группах, календарный план
воспитательной работы.
На основе Программы на
разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется
мотивирующая образовательная среда. Мотивирующая образовательная среда
предоставляет систему условий развития детей, включая пространственно-временные
(гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения,
гибкость планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и
межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая
педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), условия
детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности,
соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам
развития каждого ребенка), материально-технические и другие условия
образовательной деятельности.